Любимы роли и любимые женщины Закира Валиева
Дорогие читатели, представляем вашему вниманию новую рубрику – “В фокусе”. В ней речь пойдет о людях нашего города, занятых совершенно в разных профессиях. И должно быть это весьма знаково, что открывает новую рубрику материал о ведущем солисте и, пожалуй, одном из самых востребованных артистов Северского музыкального театра, отметившем недавно свое тридцатилетие, – Закире Валиеве.
Прекрасный возраст – 30 лет! С одной стороны, ты еще очень молод, и все у тебя впереди. А, с другой – ты уже успел накопить какой-то житейский и профессиональный опыт, добиться каких-то успехов, как-то проявить себя.
Вот и Закир Валиев, приехав три года назад в Северск, довольно быстро стал узнаваем и любим северскими и томскими зрителями. Его сильный и красивый баритон, его актерское обаяние покорили сердца многих любителей театрального и музыкального искусства. Его стали занимать практически во всех спектаклях и концертных программах, и уже не раз он был отмечен дипломами на театральных конкурсах.
А все, как это водится, началось с детства, которое у нашего героя прошло в Белорецке, в Башкирии…
Родители Закира очень любили слушать радиопередачи, где исполняли песни на башкирском языке. Их маленький сын вскоре начал напевать (и очень правильно напевать), подражая профессиональным исполнителям.
– Наверное, это ему от меня передалось, – решил папа, руководивший в юности самодеятельным вокально-инструментальным ансамблем.
– Не пропадать же таланту, – решила мама.
Посовещавшись, они решили отдать сына в эстрадную студию, где дети на башкирском языке исполняли отнюдь не детские песни. Вокальные данные юного дарования были оценены по достоинству, а вот от его владения (вернее, полного невладения) башкирским языком в восторг не пришли. Посоветовали отдать ребенка в башкирскую школу, каковой, к сожалению, на тот момент в городе не было. Башкирская гимназия открылась только через год, куда Закир и пошел во 2-й класс. Туда же пришел и руководитель эстрадной студии, ставший в гимназии музыкальным руководителем. Так что, звезды сложились!
Обычные занятия, занятия музыкой, всевозможные концерты, поездки на конкурсы и фестивали – школьная жизнь была чрезвычайно интересной и насыщенной! Первой большой победой стало 1-е место на конкурсе «Шлягер- бэби».
С одной стороны, ему нравилась такая жизнь, нравились аплодисменты, восхищение зрителей, а, с другой, он очень долго не мог победить страх перед выходом на сцену, избавиться от зажатости, скованности. Ему ставили каждое движение, каждый жест.
Шло время, и вот в 9-м классе Закир на межрегиональном конкурсе народной песни занял 2-е место. Возглавлявший жюри народный артист Башкирии Вахит Хызыров пригласил его учиться в Уфимское училище искусств.
От таких предложений не отказываются! Его ведущим педагогом в училище стала Найля Юсупова, воспитавшая немало лауреатов различных конкурсов, известных артистов. Начало обучения в училище было неким шоком. Это были другие требования, другой уровень. Наконец, это было постижение именно классического пения. Но постепенно он все больше и больше втягивался в процесс. И ему безумно нравилось все. В плане постановки голоса, техники исполнения он обязан именно училищу. Это здесь сформировали его как певца. А участие в конкурсах – региональных, российских, международных – наконец-то позволило преодолеть так долго сопровождавшую скованность. Появился дух соперничества, соревновательности.
Даже потом, уже будучи студентом Уфимской государственной академии искусств, он часто обращался к своим педагогам из училища за советом.
Приобщение к театру у Закира Валиева началось на 3-м курсе академии, когда он вместе со своими сокурсниками был зачислен в стажерскую группу Национального башкирского театра оперы и балета. Именно там он постигал театр изнутри, со всеми его плюсами и минусами. Ему доверили исполнять некоторые роли, например, Трубадура в «Бременских музыкантах» и другие. Вспоминает, что порой репетиции в театре заканчивались слезами. Так, чуть ли не правилом было, когда артисты хора (а это 70-80 человек!) подходили и давали советы начинающим исполнителям – как петь, как двигаться. Иногда советы эти были полностью противоположными. Потребовалось время, чтобы научиться игнорировать эти «добрые намерения», а слушать только указания дирижера. Самое интересное, что признанные мастера сцены таких советов почему-то не давали…
В оперный театр после академии Закир Валиев пришел уже «морально подготовленным». Так совпало, что в это же время в театр пришел новый главный дирижер, который сделал ставку именно на молодых артистов. В театре началось очень интересное время. Стали приглашать хороших режиссеров. И от артистов требовали теперь не только блестящих вокальных данных, но и актерского мастерства. Работы было много: постоянные вводы, премьеры. Жаловаться на отсутствие ролей ему не приходилось!
Онегин в «Онегине», Сильвио в «Паяцах»,Барон в «Травиате», Алеко в «Алеко»,Роберт в «Иоланте» и многие другие партии посчастливилось спеть начинающему артисту.
А потом театр закрыли на реконструкцию. Площадок для спектаклей оперного театра в городе не нашлось, сотрудники были отправлены в вынужденный отпуск. Сидеть без дела было скучно и неинтересно.
Инициативу в свои руки взяла Гульназ – жена Закира, с которой они познакомились еще в училище.
Просматривая вакансии в интернете, она увидела объявление, что в Северский музыкальный театр требуются вокалисты. Недолго думая, послали свои резюме.
Приглашение не заставило себя ждать. Закир был принят в штат театра вокалистом, Гульназ – артисткой хора.
После столичной Уфы Северск показался очень маленьким, провинциальным. Но уже после первых просмотров спектаклей стало понятно: приехали не зря, здесь интересно, а театр находится в поиске, пробуя разные формы и жанры
-Без преувеличения скажу, что в северский театр я пришел уже состоявшимся вокалистом, – говорит Закир Валиев. –А вот актером становлюсь здесь. За эти два с небольшим года мне пришлось сыграть самые разные, самые непохожие друг на друга роли. Это: Директор театра в «Директоре театра», Призрак в «Призраке замка Кентервиль», Женя Гусев в «Любви без предрассудков», Чумаков в «Белой акации», Аристид в «Бале в «Савойе», Отец в «Синьоре Фаготто», сейчас репетирую Аскера в «Аршин мал алан». Это удивительная школа актерского мастерства. И за нее я очень благодарен театру.
Впрочем, своему успеху он обязан не только театру, педагогам, режиссерам, партнерам по сцене, но и трем любимым женщинам – маме, которая переехала в Северск, жене и маленькой дочке, которые всегда рядом с ним, которые его оберегают и вдохновляют. И все, что наш герой делает на сцене, всегда посвящает им!
автор Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ