“Бойцы невидимого фронта” – звукорежиссер театра

Поделиться

Продолжаем знакомство с лауреатами конкурса “Бойцы невидимого фронта”, организованного театром куклы и актеры имени Р. Виндермана «Скоморх».

Сегодня мы представляем вам совместную работы автора Анастасии Третьяковой, фотографа Натальи Белодед, дизайнера Владиславы Ждановой.


Сергея Афанасьевича Овсянникова можно по праву считать “старожилом” театра куклы и актера имени Р.Виндермана «Скоморх», ведь он работает тут уже 43 года. “Мировой человек” – так его описываю коллеги. И действительно, он не только профессиональный работник с большим стажем, но и очень дружелюбный, открытый и позитивный человек. Нам удалось поговорить с ним – и о его профессии, и о театре в целом. 

Как театр вошел в вашу жизнь? С чего все начиналось? 

За свою жизнь я трудился в трех местах: на «Сибэлектромоторе» (всего один день), в издательстве «Красное знамя» (месяц) и вот в театре «Скоморох»! Ещё во время работы в издательстве, я случайно встретил парня, который подсказал, что в «Областной театр куклы и актера» требуется монтировщик сцены и декораций. Это было неким толчком, чтобы попробовать что-то новое. После двух лет работы в театре быстренько «сходил» на 2 года в армию, пришел оттуда и долго думал, возвращаться ли мне в театр. Но вскоре поступило предложение выйти на работу, но уже в качестве звукорежиссёра, я сразу согласился. За все годы работы я ни разу не пожалел о своем решении.

В чем заключается ваша работа? Что самое главное в работе звукорежиссера, какие существуют нюансы?

Работа по ходу спектакля: вовремя музыку включать, чтобы все работало вовремя. Подборкой музыки раньше занимался сам, что-то приносил режиссёр, а иногда искали очень долго и ночами не спали, нарезали ворохом пленки ножницами, а сейчас сядешь за компьютером, раз-раз, и все готово. Раньше тяжело было: музыки не было, искали архивы, какие-то звуки записывали сами. Современным звукорежиссерам даже не снилось такое. Со временем техника начала меняться, от пленок и касет перешли на мини-диски, потом на более современную технику. Делать звук для театра кукол намного сложнее, чем для обычного.
Самое главное – это опыт. Звукорежиссер работает с различной техникой, профессиональными компьютерными программами. Он должен уметь хорошо разбираться в технике и своевременно настраивать ее. Также необходимо обладать музыкальным слухом, уметь добиваться качественного и гармоничного звучания музыки и голосов актеров. Помимо этого, звукорежиссеру надо быть терпеливым и дружелюбным, ведь он работает с творческими людьми, к которым необходимо правильный подход для работы. Требуется быстрая реакция и внимательность. Не всегда спектакль идет по сценарию и надо уметь быстро ориентироваться в различных ситуациях. Одним из главных качеств звукорежиссера является богатое воображение. К каждой постановке он должен создать музыкальное сопровождение. Для этого требуется творческий подход.

Согласны ли Вы с мнением, что звукорежиссер работает в «тени»? Если да,то было ли такое, что вам хотелось выйти в «свет», на сцену, показать себя? 

Почему же в «тени»? Мы неоднократно выходим на сцену, выступаем и награждают нас на различных фестивалях. Нас видят и знают. Поэтому я считаю, что не так уж и в «тени». Без работы звукорежиссёра не обходиться ни один спектакль. Качественный звук – залог качественного спектакля. Главное, музыка не должна мешать актерам. Пускай они работаю на сцене, а я буду помогать. Была у меня одна роль, еще до армии я играл стражника. Было очень забавно, на меня надевали большую куклу, я держал маску и подходил к Царице на сцене, говоря лишь одну фразу: «Царица, вот Вам ключ от темницы». На этом моя реплика заканчивалась, и я уходил.

Считаете ли вы театр своим вторым домом?

С уверенностью могу сказать, что театр – это мой второй дом, здесь я провожу большую часть своего времени. Иногда приходится оставаться в театре с утра до ночи. За годы существования нашего театра мы сменили несколько адресов. Современное здание нам досталось в 1999 году. Печально, что оно совсем не для театра кукол, нет ходов, удобных комнат. Но даже это не мешает нам творить настоящее волшебство. Столько всего мы пережили. На мой взгляд, лучшие годы работы прошли уже непосредственно с Романом Михайловичем Виндерманом, с 1982 года началась наша совместная театральная жизнь. Он сумел сделать театр особенным, принес разнообразие. Он не очень любил ширмы, старался создать взаимодействие куклы и актера. Первая поезда была в Югославию. Со своим спектаклем мы много объездили стран, с чем нам помогли друзья Романа Михайловича. Швейцария, Германия, Польша, где мы только ни побывали и что только ни пережили. Спектакли давали на русском языке, но в зале сидела переводчица, она и переводила. По районам области тоже ездили, по деревням. Там публика другая. В деревнях люди не часто видят спектакли, и им всегда все нравится.
Сейчас же, зритель изменился, я думаю, что связано это с внедрением технологи. Раньше не было гаджетов, в которых люди проводят большую часть своего времени. Но, несмотря на это, люди к нам ходят, и всегда залы полные. У нас есть три зала, в которые приходит разная публика. С куклами мы живем вместе и днем, и ночью. У меня в рубке тоже куклы есть. Они для нас родные. С ними можно разговаривать, но ночам, если случайно наткнешься на большую куклу, можно испугаться. Вообще за всю работу много кукол мы потеряли. То нас затапливало, то что-то сгнивало, даже воровали. Чего только не было за все эти годы!

Вы часто посещайте другие театры?

Я очень люблю бывать театре, хотя времени иногда совсем не хватает. Приходя на спектакли в качестве зрителя, я все чаще ловлю себя на том, что меньше смотрю его, чем слушаю звук. Были случаи, когда резало слух, я сидел и думал, почему так плохо все настроено.

Может в Вашей практике были какие-то чрезвычайные ситуации со звуковым сопровождением?

У нас были проблемы со звуком. Один случай запомнился навсегда. Приехали мы как-то в Омск, вся музыка была на диске. Вот я загружаю этот диск в проигрыватель, и не работает, а музыки больше нигде нет. И тут одна мысль: что вообще делать? Пришлось бежать, искать другой проигрыватель. Нашли его в местном театре кукол и буквально за пять минут до спектакля я с магнитофоном забежал в зал. После этой ситуации стал брать музыку на всех информационных носителях.


Свою работу на конкурс девушки представили в виде буклета.