Доцент Муслимова: “В науке нужна самодисциплина”

Поделиться

 

С каждым годом все больше женщин появляются в научной среде, хотя еще сто лет назад таковых были единицы, да и в обществе к представительницам прекрасного пола, занимающихся наукой, относились иначе.

Томская область по праву считается студенческой, но помимо обучающихся в этот список невозможно не добавить большое количество преподавателей, ученых, кандидатов и докторов наук.

Сегодня героем рубрики “Ученый говорит” стала Александра Валерьевна Муслимова – молодой специалист, которая в свои 30 лет занимает должность доцента кафедры “Химия и технология материалов современной энергетики” Северского технологического института НИЯУ МИФИ, имеет ученую степень кандидата химических наук, является победителем конкурса “Лучший молодой преподаватель региональных подразделений НИЯУ МИФИ – 2017” и активно занимается исследовательской работой. 

– Александра Валерьевна, какое событие в Вашей жизни повлияло на выбор института, на выбор профессии?

– Сложно сказать, потому что в школе я не считала себя технарем. Предпочитала гуманитарные предметы. Училась в 88-й школе, а старшие классы заканчивала в Северском лицее. Уже под конец десятого класса мама предложила пойти в северский институт в химико-экологическую школу со словами: “Походи, подтянешь химию, может пригодиться”.

Начала посещать занятия, познакомилась с преподавателями, которые работают со школьниками, и наконец-то начала понимать предмет “химия”. 

 – А кем хотели быть в школьные годы?

– Хотела быть юристом, но в итоге поступила в Северский технологический институт. Прошла на бюджет. В качестве дополнительных баллов засчитывались победы в олимпиадах, в которых я участвовала во время курсов при институте. Так я и оказалась на химическом факультете. 

Как пришли к научным трудам? Что сподвигло?

– Мне понравилась сама модель обучения в вузе. Она кардинально отличается от школьной. Преподаватели нашего вуза по-другому относятся к студентам – не как к ребятишкам. Потихоньку я стала втягиваться в учебный процесс. Дополнительно помогала в работе на кафедре, где меня оценили, а с третьего курса уже начали привлекать к научным работам. Меня захватил этот процесс. 

– Одна из областей, которой вы занимаетесь, это редкоземельные металлы – что это все же такое?

– Если посмотреть на периодическую таблицу Менделеева, то там внизу есть две длинные строчки: лантаноиды и актиноиды. Вот лантаноиды — это как раз 17 элементов, особенность которых состоит в том, что они и в природе практически идут все вместе, и у них близкие химические свойства. Соответственно, если нам надо их извлечь из природного сырья, а потом разделить для дальнейшего использования, то возникает проблема близких химических свойств.

В этой области уже сделано многое, но также остаются вопросы, над которыми нужно работать. У любой редкой земли свои физические свойства, благодаря которым каждая из них находит свою область применения. А эти области очень широкие: это катализаторы в машинах, магниты, в общем, редкоземельные элементы вокруг нас и используются как в быту, так и в более специфических областях, но из них в основном не готовят цельные изделия. Про эти металлы особо мало кто знает, хотя они присутствуют даже в таких привычных вещах, как смартфоны. 

-Что вы с ними делаете? Как изучаете?

 – Я как раз в большей степени занимаюсь тем, что изучаю проблему, как из определенного сырья извлечь редкоземельные элементы. 

Вы сейчас занимаете должность доцента. Студенты воспринимают вас всерьез, ведь вы еще так молоды?

– Я не знаю почему, но у меня не было такой большой проблемы. Даже когда начала преподавать, будучи аспирантом, ко мне серьезно относились. С дисциплиной нет проблем.

– Александра Валерьевна, привлекать к “рутине” студентов это правильно или вы считаете, что тогда можно отбить у них желание заниматься наукой? 

– Смотря какие студенты. Что плохого в том, чтобы студент уже на младших курсах научится оформлять документы!? Тем более мы выпускаем инженеров, а это должны быть технически-грамотные специалисты, которые документацию умеют правильно оформлять. Или презентации – разве это помешает? Ничего такого в этом нет. Это все пойдет только на пользу.

– Вы являетесь научным руководителем курсовых и дипломных работ?

– Да, уже несколько лет активно занимаюсь со студентами, в феврале у меня успешно защитились две студентки.

– Как преподаватель, что вы скажите о студентах? Есть ли у них искра в глазах?

– Бывают студенты, которые прямо “горят”, но таких мало. И все-таки для того, чтобы заниматься наукой, нужно чтобы человек был достаточно самостоятельным, а не ждал, когда ему все дадут и сделают. Он должен сам развиваться, погружаться в тему, изучать нужную литературу и т.д. Требуется самодисциплина, а она воспитывается не только в вузе.

– Есть ли преимущество у Северского технологического института перед другими вузами?

– В СТИ присутствует домашняя атмосфера, что для студентов является плюсом, потому что преподаватели на связи и всегда их можно найти. Когда мы были на изоляции, то оставляли свои личные телефоны для любых вопросов. Данная атмосфера играет в плюс и сотрудникам института, т.к. и руководство отвечает на вопросы, идет навстречу. Но есть минус – некоторые студенты слишком расслабляются в такой обстановке.

– У обывателя представление об ученом — это некие лаборатории, халат, колбы с пробирками, постоянная работа, мыслительный процесс – это представление верно или все же клише?

– Это часть моей работы, которая меня как раз и привлекает! Но кроме этого, конечно же, всегда есть рутинные вещи, на которые всегда уходит много времени и сил. Например, документация. 

А со стереотипами из серии “женщина в науке…” приходилось сталкиваться? 

– У нас кафедра смешанная. Да и сама химия – в ней присутствует женский пол. Может быть по другим специальностям есть такой штамп, но именно у нас, химиков, равноправие.

– Чем вы занимаетесь в институте помимо преподавания и скрупулезной работы над РЗМ?

– Привлекают меня к различным кафедральным работам. У нас есть очень интересное оборудование, например, химико-аналитическое, на котором мне очень нравится работать. Опять же, начинаешь изучать оборудование и появляется много вопросов в отношении него, т.к. не все бывает понятно с первого раза, что приходится “зарываться” в это. С каждым прибором есть свои заморочки. Пытаюсь осваивать эти вещи. 

Принимаю участие в составе научного коллектива в различных работах по тематике СХК. Работы интересные, но все-таки это не главный приоритет моей научной деятельности. 

Сейчас в процессе написания двух публикаций. Но есть сложности в том, что по химии нужно сначала наработать сам эксперимент, затем все это описать. Далее отправить материал на рецензию, после которой уже говорят, что доделать или исправить, а это зачастую означает возвращение к самому началу работы. Вот сейчас я доделываю публикации, чтобы они были полными.

– Планируете писать докторскую?

– Планировать – планирую, но когда приступлю к ней, точно не знаю. Еще нужны наработки и, конечно, вдохновение. 

– Кроме науки, какие у вас увлечения?

– У меня крайне мало остается свободного времени, но люблю читать разноплановые книги: фантастику, романы, что-то историческое.

– А как семья относится к вашей деятельности? 

– Хоть работа и отнимает много времени, но можно уверенно сказать, что мне повезло. Ведь мои муж и родители всегда поддерживают меня. Это очень важно. 

интервью записала Валентина САЛТЫКОВА

Подписывайтесь на наш Telegram-канал