Две легенды в Северске

Поделиться

В декабре прошлого года оркестр Северского музыкального театра впервые публично исполнил музыку двух легендарных групп прошлого столетия – The Beatles и АВВА. Событие, прямо скажем, для нашего города нерядовое, хотя во всем окружающем мире достаточно распространенное. Людям нравится «живая» музыка вообще, а так называемая «легкая» музыка в исполнении симфонических (читай: серьезных) оркестров – это тренд. То есть, Северск в тренде…

А если серьезно, то Северский музыкальный театр под руководством Светланы Евгеньевны Бунаковой настолько стремительно расширяет свой репертуар, что даже многоопытные северские зрители порой не успевают привыкнуть к новаторским подходам в постановках вроде бы наизусть знакомых сюжетов. Кто из старшего поколения не знает группу АВВА? Да нет таких людей! Потому что в годы молодости сегодняшних 50+ АВВА была везде – в телевизорах и радиоприемниках, на пленке, на виниле и даже в кино. Одна только «Money, money!» чего стоит…

Есть критики, утверждающие, будто АВВА знаменита только своим коммерческим успехом, поскольку является одним из наиболее успешных коллективов за всю историю популярной музыки: записи группы по всему миру были проданы тиражом более 350 миллионов экземпляров. Но ведь если бы их творчество не представляло музыкальной ценности, вряд ли этот проект состоялся бы как коммерческий, то есть, даже гениальным продюсерам не удалось бы навязать меломанам такое количество записей, собрать стадионы, организовать гастроли по всему миру.

Словом, в Северском музыкальном театре в первом отделении экспериментальной программы звучит достойная музыка в достойном исполнении. Агнета Фельтског, Бьорн Ульвеус, Бенни Андерссон, Анни-Фрид Лингстад при этом присутствуют не только посредством видеоряда, но и в виде малоизвестных подробностей их жизни и творчества, о которых рассказывает ведущая концерта Анастасия Любовская.

Второе отделение посвящено группе The Beatles, говорить о которой можно (и будут!) бесконечно. Казалось, что эпоха битломании закончится если не с последним концертом ливерпульской четверки, то уж с двадцатым веком точно. Но… не случилось. Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Стар – их не только помнят, их любят и слушают, их песни изучают, анализируют, переводят, пытаются осмыслить и – снова просто слушают… Кто-то назвал «битлов» волшебным средством для нейтрализации негативного влияния на нас окружающей действительности. Наверно, он был прав. В наш театр обращаются люди с просьбой продать запись концерта «Две легенды», объясняя свое желание тем, что с этой музыкой хочется жить, любить и даже получается не нервничать за рулем на томских дорогах и улицах. Именно с этой – в оркестровом звучании. Огорчу сразу – не продаем. Сами бы купили, но закон не позволяет.

Об этой музыке мы и поговорили с главным дирижером оркестра Северского музыкального театра Вячеславом Губановым.

– Вячеслав Вячеславич, Вы так красиво дирижируете, Вы фанат этих групп?

– Нет, я ровно дышу по отношению к популярной культуре, я любитель классической, академической музыки. Но если делить музыку на два жанра: легкую и серьезную, то из легкой я, конечно, выделяю The Beatles и АВВА, особенно The Beatles. Любители-самоучки, начинавшие на школьных дискотеках, не изучавшие ни сольфеджио, ни музграмоты, и я сильно сомневаюсь, что они в принципе знали ноты – парни по наитию создали другую музыку. Абсолютно нестандартную, неквадратную – их гармонии сделали бы честь любому академическому композитору.

– А если с точки зрения теоретиков и музыковедов?

– Если с точки зрения теоретиков и музыковедов, то их песни имеют сложное, где-то пятитактовое, где-то шеститактовое строение. Но все настолько органично, что обычного слушателя эта сложность не напрягает, он просто наслаждается гармонией, а профессионалы, что называется «курят в сторонке»… Именно Битлз изобрели прием, обеспечивающий идеальное соответствие звучания содержанию – реверсионная запись соло-гитары… Леннон любил блюз. Скрытая, но рвущаяся наружу рок-н-ролльность, плюс блюзовые интонации Леннона, плюс балладная французская мелодичность, плюс оптимизм Пола – в сумме Mishelle, с теоретической точки зрения.

– В книге нашего земляка (когда-то он работал в Северске главным редактором газеты «Диалог») Юлия Буркина «НАСЛЕДИЕ «ОСКОЛКОВ», или 100 хитов БИТЛЗ на русском», которую они написали в соавторстве с Алексеем Большаниным, упоминается история, когда на съемках фильма «Let It Be» Битлз записали 3 версии одноименной песни. На следующий день еще 16 дублей, через две недели – еще 28 версий, но лучшей признали ту, что была сделана еще через неделю. Однако, и в этом варианте Харрисона что-то не устроило в партии гитары, и через три месяца он наложил на этот трек новое соло. А еще через восемь (!!!) месяцев на этот же трек он записал другое соло, которое и вошло в альбом. А Пол Маккартни однажды записал 67 дублей одной из песен, прежде чем остался доволен результатом. При этом партию баса он, нередко называемый критиками лучшим в мире бас-гитаристом, исполнил голосом. Да так, что и не сразу это заметишь. Зачем?

– Они никогда не стали бы тем, кем стали, не будь у них маниакального стремления к совершенству. Иногда оно давалось им легко и весело, а иногда – вот так, измором. Еще раз хочу подчеркнуть: в легком жанре до Битлз ничего подобного не было. Нисколько не сомневаюсь во влиянии на их поздние работы произведений классической музыки – они пробовали себя и в симфонической, и в психоделической музыке. Их можно ставить в один ряд с теми академическими композиторами, которые целенаправленно занимались поиском новизны. Например, Стравинский всю жизнь стремился написать так, как не писал никто до него. А Битлз это удавалось порой так же просто, как дышать.

– Трудно играть эту музыку?

– Играть музыку The Beatles и АВВА и сложно, и радостно одновременно. Во-первых, материал благородный, проверенный временем – музыка действительно гениальная, не однодневка, 50 лет в репертуаре. Во-вторых, оркестр едва ли не впервые оказался на сцене в качестве самоценной единицы – для многих наших музыкантов это само по себе событие. Они волновались, готовились, очень серьезно и ответственно репетировали. После концерта все такие воодушевленные… Хочу отметить и поблагодарить всех, кто принимал и принимает  участие в подготовке и проведении концертов, особенно видеомонтажера Дмитрия Юпатова – он очень творчески выполняет свою часть работы. В лице заведующего радиоцехом Дениса Мошкина благодарю всех звукорежиссеров за очень хорошее сотрудничество. Анастасии Любовской отдельное спасибо за отличный сценарий. Очень приятно, что каждый ответственно работает на своем направлении, в итоге получается такой замечательный командный результат. Ну и зрителю спасибо – за полный зал, за любовь к музыке…

– Вячеслав Вячеславович, когда сыграете «на бис»?

– 11 мая в семь часов вечера…

P.S.: В Ливерпуле, в галерее «Beatles Story» есть стенд № 33. Он посвящен связям Битлз с Россией. Стендов, посвященных другим странам, где они бывали на гастролях, в музее нет. Только с Россией, где они не были никогда. Значит ли это, что мы, русские, понимаем Битлз больше, чем другие? Что между нами существует неконкретная, незримая связь?..

автор Лариса КРАСНОПЕРОВА