Её жизнь, её судьба, её любовь!

Поделиться

Похоже, где-то за спиной, между лопатками, у нее находится маленький моторчик… Иначе, как она успевает совмещать, казалось бы, несовместимое: сцену, общественную работу, семью, небольшой, но собственный бизнес – и при этом никогда не выглядеть усталой, а постоянно обогревать окружающих приветливой улыбкой и сиянием поразительно синих глаз?

Знакомьтесь: ведущая актриса Томского областного театра куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Наталья Павленко.

Наталья относится к той немногочисленной уже в театре плеяде актеров, кому посчастливилось работать с Мастером — Романом Виндерманом. У него на курсе она училась в колледже культуры и искусств, им была приглашена в театр, у него постигала азы нелегкой актерской профессии.

В нынешнем году исполнилось ровно двадцать лет, как она переступила порог этого театра, и все эти годы “Скоморох” был и остается единственным театром в ее жизни.

Яркая, самобытная, разносторонняя актриса, которой подвластны практически все амплуа, талантливая и как кукловод, и как исполнитель ролей “живого плана”, она занята практически во всех спектаклях текущего репертуара. Каждая ее роль — главная или эпизодическая — надолго запоминаются зрителями и по достоинству оцениваются профессиональными критиками.

Среди наиболее интересных работ Натальи Павленко — Лиса ( «Красная Шапочка» Е. Шварца), Машенька «Машенька и Медведь», Смеральдина («Слуга двух господ»), Черт ( «Ночь перед Рождеством» Т. Книжек по мотивам Н. Гоголя), Попадья («Сказка о Попе и работнике его Балде» А. Пушкина»), Памела («Оркестр» Ж. Ануя). Бабушка («Разноцветные зверята» М. Пляцковского), Строгая Фея, Дюймовочка, Жаба, Мышь («Дюймовочка» О. Проклова), Царевна ( «Про Федота- стрельца…» Л. Филатова) Тетушка Эллис, Тигра («Жил такой медвежонок» В. Шраймана), Мэри («Лысая певица» Э. Йонеско), Хвеська («Панночка» Н. Садур по мотивам Н. Гоголя), Служанка («Пиковая дама» А. Пушкина), Сеньора Тепан ( «Пикник» Ф. Аррабаля), Солоха («Наваждение» А. Хромова по мотивам Н. Гоголя) и многие — многие другие.

Всего Натальей сыграно около тридцати разноплановых ролей в спектаклях детского и взрослого репертуара.

Ее талант по достоинству оценен многочисленными грамотами, дипломами, благодарственными письмами. А в прошлом году вместе с коллегами — заслуженной артисткой России Мариной Дюсьметовой и актрисой Екатериной Ромазан она получила высшую театральную награду России — диплом лауреата Национальной театральной премии “Золотая маска” (за роль Сеньоры Тепан в спектакле Сергея Иванникова “Пикник” по Ф. Аррабалю).

Несмотря на свою занятость в репертуаре, Наталья ведет внутри театра большую общественную работу. Три года назад она единогласно была избрана председателем первичной профсоюзной организации “Скомороха”. Создала при театре небольшое кафе, и теперь сотрудники обеспечены горячим питанием, а зрители перед спектаклем могут выпить чашечку горячего чая или кофе и полакомиться пирожными. Она старается помочь каждому, обратившемуся к ней за помощью, как проф-босс, стремится, по мере возможности, разрешить все возникающие у коллег проблемы.

Но читателю наверняка будет интересно узнать, а как же любимая актриса пришла на сцену? Вы не поверите, но в детстве она вообще ни разу не была в театре, а об актерской профессии имела самые смутные представления.

Но! И в этом “но”, пожалуй, заключен главный секрет ее сегодняшней энергии и обаяния. Деревенская девчонка, родившаяся и прожившая до семнадцати лет на севере Томской области в деревне Инкино Колпашевского района, дни напролет (иногда в ущерб учебе и хорошим отметкам!) проводила в сельском клубе, занимаясь чуть ли ни во всех кружках, какие там только были. Ей интересно было все!

“У нас в деревне был коллектив детского творчества “Буратино”, которым руководил замечательный человек и педагог Александр Ильич Синеев, – рассказывает Наталья Павленко. – Он отдавал нам, ребятишкам, все свое время, и мы души в нем не чаяли! Чего только ни придумывали, чем только ни занимались! И пародии делали на звезд эстрады, и костюмы для выступлений мастерили, и с концертами в другие деревни ездили, и в походы ходили! А однажды он возил нас даже в Ульяновск. Это было огромное путешествие, ведь, большинство из нас дальше Колпашева в ту пору нигде и не бывали. Наверное, благодаря Александру Ильичу, я и стала таким “моторчиком”, которому все интересно и до всего есть дело”.

Неукротимая энергия и организаторский талант Натальи были оценены по достоинству и ей предложили вести в клубе дискотеки для учеников пятых-седьмых классов. Практически каждая дискотека была у нее тематической, и для каждой ею был написан специальный сценарий. Да, и в школе ни одно торжественное или праздничное мероприятие не обходилось без этой заводной девчонки.

“А еще я очень благодарна судьбе, что она познакомила меня с Оксаной, – продолжает Наталья. – Это девочка вместе с родителями переехала в Иткино из Украины и стала учиться в нашей школе. Она была музыкально одарена, играла на нескольких музыкальных инструментах, великолепно пела и навсегда привила мне любовь к украинским песням. Благодаря ей, я стала участвовать в нашем местном ВИА (вокально-инструментальном ансамбле), где играли и пели взрослые. Оксана писала для ансамбля аранжировки и играла на клавишных. Она показала мне три аккорда, которые я быстро выучила и стала ей подыгрывать (это громко сказано, конечно!). Но мне так нравилось выступать вместе с ВИА!”

Но даже живя такой насыщенной творческой жизнью, она не задумывалась о том, чтобы связать свою жизнь в будущем с искусством. Скорее, думала, что пойдет в медицину, так как всей семье делала массаж, ухаживала за бабушкой, когда та болела. А еще — неплохо шила. И наряды — для себя, и отцу — верхонки или вкладыши в унты, в которых он в тайгу ходил, и фартуки с прихватками — для мамы с бабушкой. И готовить любила. Короче говоря, была мастером на все руки.

“Мою судьбу определила сестра мамы – тетя Нина, – признается Наталья Павленко. – Именно она заявила, что место ее племянницы в Томском колледже культуры и искусств и даже вызвалась сопровождать меня в областной центр. В Томске мы остановились у другой моей тети — Любы, а на следующее утро пошли подавать документы. Список специальностей был большой, название многих (например, хореографии) мне ни о чем не говорили. Подали документы на “хоровое”. Тетя Люба, узнав о нашем выборе, схватилась за голову: “Ведь, она и петь-то толком не умеет!”. Назавтра в училище пошли уже с ней. Тетя Люба потребовала, чтобы с хорового отделения заявление переложили на «режиссуру культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений». Хотя, что это такое, я смутно представляла. Да, и имена набиравших курс Романа Михайловича Виндермана и Марины Викторовны Дюсьметовой мне тоже ни о чем не говорили. К экзаменам готовилась усердно. Тетя Люба меня контролировала строго, сама отобрала басню, стихотворение и прозаический текст для первого экзамена. И вот наступил день первых испытаний. По сравнению с другими выглядела этакой Фросей Бурлаковой из известного фильма. Когда меня вызвали, я все порывалась сначала спеть песню на украинском языке, которой меня научила подружка Оксана. Но Роман Михайлович тактично и твердо настаивал сначала на прочтении текстов. Они слушали с Мариной Викторовной очень внимательно и доброжелательно, и я сразу как-то раскрепостилась и почувствовала уверенность в себе. Правда, Роман Михайлович довольно быстро прерывал меня — ни одно произведение я не дочитала до конца. В отличие от песни! Спела ее всю и заметила, что им понравилось мое пение. Да и выбор — тоже. Это было что-то свежее, оригинальное по сравнению с популярными эстрадными хитами, которые исполняли другие абитуриенты. В общем, я стала студенткой. Учиться было очень интересно. Каждый день что-то новое, каждый день какое-то открытие. Да, и общеобразовательные предметы, которые я в школе не любила, здесь раскрылись с другой стороны”.

А потом, после окончания училища, Мастер пригласил ее в свой театр…

За прошедшие двадцать лет “Скоморох” стал ее жизнью, ее судьбой, ее любовью. Она росла и менялась вместе с ним, набиралась опыта и оттачивала свое актерское мастерство. И никогда, даже на минуту, не могла представить себе, что будет работать в каком-то другом театре, что “изменит” своему коллективу, той особой атмосфере, которая всегда царила и царит в этих стенах!

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото из архива театра