Как “Скоморох” на “магической земле” побывал

Поделиться

Одна победа может быть просто случайностью. А если их несколько? А если они следуют одна за другой? А если у победителей не просто сильные, а очень сильные соперники? Тогда впору говорить о закономерности и очевидной тенденции. О чем это я? Конечно же — об очередной победе Томского областного театра куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана.

Совсем недавно он вернулся с наградами с Международного Славянского фестиваля “ТЕАТР+”, проходившего в рамках регионального проекта “Творческие люди” Национального проекта “Культура” в Брянске ( наше издание писало об этом), и вот — новый фестиваль и новые дипломы лауреатов!

На впервом проходившем с 1 по 8 июня в Красноярске Урало-Сибирском фестивале-конкурсе театров кукол “Сибирь. TERRA MAGICA” томский театр показал один из лучших своих “семейных” спектаклей – “Откуда берутся сказки” по пьесе современного драматурга Анны Богачевой в постановке Сергея Иванникова.

Полная юмора и глубокого смысла, легкая, изящная и визуально красивая постановка покорила не только красноярского зрителя, но и жюри. В результате “Скоморох” был награжден за нее тремя лауреатскими дипломами: гран-при фестиваля “Лучший спектакль для детей”, “Лучшая работа художника по свету” (так высоко была оценена работа Кирилла Дейкуна!) и специальный приз жюри “За яркое воплощение творческого процесса” достался главному режиссеру театра Сергею Иванникову!

“Сибирь. TERRA MAGICA” стал знаковым событием не только для Красноярского края, но и для всех кукольников Сибири и Урала. Численность участников ( 11 театров!), высокий уровень постановок, звездный состав постановщиков, среди которых и прославленные мастера ( Александр Борок (Челябинск), Сергей Иванников (Томск), Яна Тумина (С-Петербург), Борис Константинов (Москва), Евгений Ибрагимов (Красноярск), Петр Зубарев (Мариинск), Олег Жюгжда ( Беларусь), Эмилия Мрдакович (Сербия) и молодые талантливые режиссеры, не мог не впечатлить.

А выбор литературного материала и глубина затронутых тем стал ярким доказательством того, что современный театр кукол — это искусство сложное, многогранное, адресованное зрителям разного возраста и разного социального статуса. Фестиваль попытался объединить сибирские и уральские театры в единую культурную среду и дал им мощный импульс к дальнейшему развитию.


Томский областной театр куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана

“Появление “Сибирь. TERRA MAGICA”, на мой взгляд, логично и своевременно. В октябре 2018 года рождение нового фестиваля поддержали участники Урало-Сибирского форума театров кукол, и с того момента эксперты Владимир Спешков и Елена Покорская провели огромную работу, отобрав из более сорока спектаклей лучшие постановки последних двух сезонов в театрах кукол Сибири и Урала”, – рассказывает один из инициаторов создания фестиваля, директор Красноярского театра кукол Татьяна Попова.

А. Вампилов «Утиная охота» (Иркутск)
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (Бурятия)

Названия, представленные в афише фестиваля, невольно вызывают уважение. “Утиная охота. Сны Зилова” по А. Вампилову Иркутского областного театра кукол “Аистенок” (режиссер Борис Константинов ), “Превращение” по Ф. Кафке Пермского театра кукол (режиссер Александр Борок), “Побег” по М. Кулишу Красноярского театра кукол (режиссер Евгений Ибрагимов), “Руслан и Людмила” по А.С. Пушкину Бурятского республиканского театра кукол “Улигер” (режиссер Яна Тумина), “Кукла. Блокадная история” по Г. Черкашину Екатеринбургского театра кукол (режиссер Николай Бабушкин) и другие… Не всякий драматический театр берется за столь сложный материал и подает его с таким смыслом, с таким вкусом и с таким мощным посылом!

Капустник
Мастер-класс от японского мастера

Фестиваль получился очень интересным, насыщенным, – делится своими впечатлениями директор «Скомороха» Лариса Отмахова. – Удивила афиша, в которой были и камерные постановки, и спектакли большой формы, представлена как русская и западная классика, так и современная драматургия, спектакли традиционные по форме и экспериментальные, адресованные как детям, так и взрослым. Мы увидели, на какую профессиональную высоту может подниматься искусство театра кукол!”

Помимо конкурсных спектаклей красноярские зрители и участники фестиваля смогли увидеть постановки off-программы: трагикомическое соло в две руки “Альцгеймер-оперетта” в постановке французского режиссера Марции Гамбарделла (компания MalaStrana(Франция), спектакль “Сияющая в ночи” Курганского театра кукол “Гулливер” в постановке режиссера из Японии Еити Нисимура, “Лафертовская маковница” Рязанского областного театра кукол (постановщик Олег Жюгжда (Беларусь).

Ф. Кафка «Превращение» (Челябинск)

В образовательную программу “Сибирь. TERRA MAGICA” вошел цикл лекций председателя жюри фестиваля, театроведа, театрального критика профессора Варшавского театрального института Марека Вашкеля о современном мировом театре кукол, семинар для театральных менеджеров директора Высшей школы деятелей сценического искусства, директора Московского областного театра кукол Олега Лабозина, мастер-классы для актеров, режиссеров и художников Еити Нисимуры “Оживление куклы по современному японскому методу” и Яны Туминой “Театр художника: пространство, объект, атмосфера”.

М. Кулиш «Побег» (Красноярск)
«Альцгеймер-оперетта» (Франция)

Пространством первого фестиваля “Сибирь. TERRA MAGICA” стал практически весь Красноярск – не только разные его сценические площадки, но и улицы. А в день открытия даже состоялся театральный парад-карнавал, который дал старт праздничной атмосфере и превратил на несколько дней этот сибирский мегаполис в настоящую terra magica – магическую землю, аккумулирующую все самое талантливое , уникальное и удивительное!

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
фото из архива театра