Каждая премьера как экзамен!

Поделиться

 

Уже в эту субботу, 10 ноября, в Северском театре для детей и юношества состоится премьера спектакля Александра Загораева «Доходное место» по пьесе великого русского драматурга А.Н. Островского.

Последние репетиции, последние приготовления ко встрече со зрителем – жизнь театра перед каждой премьерой наполнена особыми волнениями и переживаниями. Новый спектакль рождается не только в репетиционном зале или на сцене, но и в каждом театральном цехе.

Поклонники Северского театра для детей и юношества, как правило, восхищаются не только игрой актеров и режиссерским замыслом, но и удивительными по красоте и смысловой «наполненности» костюмами действующих лиц.

Предстоящая премьера в этом плане их так же не разочарует. Думаем, что они по достоинству оценят изысканные, благородные костюмы персонажей «Доходного места», придуманные талантливым художником из Вышнего Волочка Ириной Смирновой. Это не первая работа Ирины Николаевны в нашем театре. Она автор костюмов в первой премьерной постановке этого сезона «Собаки-якудза».

Но замысел так и остался бы замыслом, не будь тех, кто бы мог его достойно воплотить. К сожалению, зрители практически ничего не знают о тех «золотых руках» и «светлых головах», которые создают костюмы, реквизит, декорации, благодаря которым на сцене создается эпоха, атмосфера, другая реальность.

Мы решили хотя бы немного исправить эту несправедливость и заглянуть в некоторые из цехов…

Швейный цех завален лоскутками тканей, обрывками кружев, листами с эскизами костюмов. Строчат швейные машинки, мастера сосредоточены – времени перед премьерой, как всегда, не хватает.

А вот и готовые костюмы, стилизованные под моду середины 19-века – красоты необыкновенной! Так и захотелось примерить на себя каждое из платьев!

 

Всего к предстоящей премьере мастерами Ниной Гаптугалиевой, Натальей Лисовской и Анной Ендальцевой создано более двадцати костюмов – достаточно сложных по конструкции и декору. Но этим профессионалам, влюбленным в свою профессию, все по плечу. Им, чем труднее – тем интереснее! А их преданность театру достойна восхищения!

Нина Гаптугалиева, например, служит в театре с 1991 года:

-Я помню то время, когда мы с актрисой Татьяной Угрюмовой вдвоем пытались шить костюмы. Начинали с самых азов. Интернета тогда не было – искали, где только можно, различную литературу, по крупицам собирали знания. Сейчас другое дело! Возможностей больше, но всякий раз любая премьера для нас равносильна сдаче ЕГЭ! Переживаем, ночи не спим, но, когда наши костюмы нравятся, радуемся от души!

Уже 22 года создает в театре костюмы Наталья Лисовская. Она пришла сюда из ателье и поначалу побаивалась: справится ли? Но быстро поняла специфику нового дела и сегодня себя без театра уже не представляет:

– Обожаю свою работу! Интересно обшивать и кукол, и актеров. Всегда, когда происходит сдача, очень волнуюсь – до слез! А вдруг что-то не понравится? А вдруг что-то не так сделано? Но , как правило, зрители хвалят наши костюмы, и это так приятно! Люблю работать с разными художниками: у каждого учишься чему-то новому. Так получилось, что в последнее время почти все художники-постановщики решали костюмы в спектаклях в одной цветовой гамме: «Сотворившую чудо» – в лиловых тонах, «Барышню-крестьянку» – в молочно-белых, «Доходное место» – в коричнево-песочных. Сначала казалось, что это будет скучно, монотонно, но потом, когда увидели свои костюмы на сцене, то поразились: как изысканно все смотрится!

А вот для Анны Ендальцевой «Доходное место» – первый спектакль. Она семь лет жила и работала в Новосибирске на большом швейном производстве и только недавно вернулась в родной Северск:

– Всегда стремлюсь приобретать новый опыт, а в театре для этого – безграничные возможности! Нахожу для себя много нового в конструировании и в других сугубо профессиональных тонкостях. Конечно, работа здесь очень напряженная, сроки сжатые, но это даже интересно! Очень нравится то, что я почувствовала себя в сплоченной команде: все друг другу помогают, все делятся опытом и нацелены на общий результат.

Не менее напряженная работа царит и в бутафорском цехе.

Сотни крошечных деталей к костюмам и шляпкам, уже готовые головные уборы, перчатки, бутоньерки, веера – словно с помощью машины времени мы перенеслись в модный салон позапрошлого столетия! Вот только дамы, создавшие всю эту красоту, сегодняшние, из века 21-го! Несмотря на нехватку времени, они, не отвлекаясь от дела, увлеченно рассказывают о своей работе, о театре, о готовящейся премьере. Представим же наших героинь…

Екатерина Спивак трудится в театре с 1997 года. Однажды она уходила из него, но проработав в другом месте, все равно вернулась:

– Если в театр влюбляешься, то навсегда! Без него жить неинтересно, ему отдаешься полностью, без остатка. И всегда волнуешься, когда выходит спектакль, ведь, столько труда, столько физических и душевных сил вкладываешь в каждую деталь. Специфика нашей работы в том, что мы все делаем вручную. Например, на изготовление одной только шляпки может уходить до пяти дней.

А вот стаж работы Инны Сычевой в этих стенах 6 лет. Она окончила пединститут, а до того год проучилась на архитектурном факультете инженерно-строительного института, который, по ее убеждению, очень многое дал ей в сегодняшней профессии. До театра некоторое время занималась дизайном мебели:

– Никогда не пожалела, что приняла предложение перейти на работу в театр. Эклектика и разнообразие рабочего процесса – такой простор для творчества!

Нину Сопыряеву мы застали за изготовлением изящных женских перчаток из черной сетки. Шов, которым она сшивала края, был настолько тонким, изящным, что разглядеть его было практически невозможно:

– В театр 17 лет назад меня пригласила бывший директор Александра Дмитриевна Южакова. Я тогда работала художником по вышивке, директору понравилась моя работа, она сказала, что театру необходимы такие «золотые руки» – так и оказалась здесь! За эти годы я освоила много нового. Вышивкой больше не занимаюсь, но в бутафорской работе филигранность тоже необходима.

Инну Гусаревич привела в театр любовь к куклам, которых она обожала и собирала с самого детства. Этой своей страсти он осталась верна и поныне!

– Примерно семь лет назад я пошла за компанию с подругой на проходившую в Северске ярмарку вакансий. Там встретила нынешнего директора театра Ирину Ивановну, которая узнав о том, что я коллекционирую кукол и даже сама мастерю их, пригласила на работу в театр в качестве кукольника-бутафора. Я несказанно рада, что главное жизненное увлечение стало моей профессией!

Про Наталью Жвакину можно сказать, что она попала прямо с корабля на бал! Представьте себе, что человек только вернулся из декретного отпуска и сразу же попал в предпремьерную круговерть!

– До декретного отпуска я трудилась художником-оформителем, а вот буквально второй день осваиваю премудрости работы художника-бутафора. Все ново, все незнакомо, но, благодаря тому, что у нас такой дружный и профессиональный коллектив, где каждый в любой момент готов подставить плечо, уверена, что справлюсь с любой задачей!

 

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ

Фото: Анфиса МАКАРОВА