“Музей делают люди”: экскурсовод Ирина Гаврилова

Поделиться

 

Продолжаем знакомиться с героями рубрики “Музей делают люди” – сотрудниками северского городского музея. На этой неделе вы узнаете, какой он “идеальный посетитель музея”, по мнению экскурсовода Ирины Владимировны Гавриловой.

Как вы придумываете сказки для малышей,  увлекательные путешествия для взрослых?

С детства люблю фантазировать, сочинять, плюс филологическое образование, поэтому придумать какую-то необычную  историю для меня нетрудно, главное –  побудить людей посмотреть на окружающий мир с другой стороны. Раз за разом мы доказываем: музей – это место, где мы познаем такой прекрасный, приветливый мир.

Сколько экскурсионных маршрутов в Вашей копилке за годы работы в Музее?

За 12 лет работы в музее было разработано более 60 экскурсионных маршрутов.

Для какой целевой аудитории Вам больше всего нравится работать и почему?

Интересно работать   со взрослыми, с которыми можно говорить на одном языке, которые имеют жизненный опыт, и это обогащает. Но более близка мне детская аудитория – в течение года я веду занятия с дошкольниками, которые постоянно удивляют и радуют. Делюсь с коллегами их смешными высказываниями, и точно знаю – именно дети помогают взрослым верить в лучшее,  и с ними  музей ежедневно озаряется особым светом. Первоначально стеснительные, со временем они приходят к нам, как к себе домой, и пока не началось занятие,  радостно (а по-другому они не могут)  рассказывают о выпавшем зубе, появившейся в доме собаке, предстоящей поездке  в Турцию. Дарят частички своих “богатств” – камешки, палочки…Как после этого быть унылым?  Я оптимистка, поэтому часто бываю с ними на одной волне.

Как вы думаете, какими навыками и чертами характера должен обладать специалист, чтобы стать хорошим экскурсоводом? 

Любознательным, читающим, готовым увлечься новой темой, умеющим найти общий язык с  разными людьми, навыки психолога – самое оно. А еще – уметь что-то делать руками (для  мастер – классов пригодится), участвовать в инсценировках, ведь занятиями  и экскурсиями не исчерпывается работа  сотрудников  отдела культурно – образовательной работы и музейной педагогики. 

А была ли у вас самая любимая экскурсия?        

Каждая экскурсия оставляет свой эмоциональный след, и бывает, например, что “Загадочная Япония” уже уехала, а я все продолжаю думать, как японка. Для меня наполнение экскурсии – не только информация, но и эмоциональный заряд, поэтому появление новой  экспозиции всегда радует. Например, “Терракотовая армия” отправляла  экскурсантов в затемненный лабиринт, где их встречали   терракотовые фигуры, найденные близ мавзолея китайского императора Цинь Шихуанди. Церемониальное  оружие, роспись по шелку, ритуальные предметы из камня, фоновая музыка, исполненная на национальных китайских инструментах, создали мистическую атмосферу. Естественно, рассказ о Китае,  – старейшей  из существующих цивилизаций, надолго запомнился всем. И это – еще одно подтверждение истины: музей  позволяет делать открытия,  путешествуя  во времени.

Идеальный музейный посетитель, какой он?

Неравнодушный! Даже если  экскурсант  молча ходит и смотрит, в это время происходит внутренняя работа, новые ассоциации, значит, все не зря! Ведь выставка – это не только предметы, но и возможность узнать что-то новое о себе, поймать интересную мысль.

Если во время экскурсии случается какой-нибудь курьез, как вы выходите из положения? К примеру, вы понимаете, что  зашла аудитория экспертов по данному вопросу?

С сочувствием или с юмором – экскурсанты должны понимать, что перед ними – обычный человек, не учитель, можно легко высказаться по волнующему вопросу. Активность приветствуется. А если пришли люди, которые в этой теме хорошо разбираются.. Во-первых, читаю много источников накануне. Во-вторых, по-настоящему искушенная аудитория всегда доброжелательно настроена на мирную дискуссию.                           

Составление новой экскурсии – творческий процесс? Что является главными мотиваторами к творчеству? 

Это предвкушение новых встреч с малышами, которые в игровой форме получают информацию (а, как известно,  для них интересно, значит, радостно). Или мысль о том, что мы косвенно влияем на формирование характера подростков. Или желание разбудить во взрослом ребенка. 

Для чего?

Чтобы из Музея он вышел хоть чуточку счастливей!

интервью записала Е.М. Чиканцева,
старший научный сотрудник МБУ “Музей г. Северска”