Научить сопереживать

Поделиться

 

В рамках «Больших гастролей» томичи увидели спектакль-легенду.

“Это уже не спектакль, а музейный экспонат”, – сказал Александр Борок, главный режиссер Челябинского театра кукол, на творческой встрече, случившейся сразу после того, как спектаклем “Аистенок и Пугало” были открыты “Большие гастроли” челябинцев в Томском театре кукол и актера им. Романа Виндермана “Скоморох”.

Позволю себе не совсем согласиться с Александром Владимировичем. То, что “Аистенок и Пугало” – спектакль-легенда, это несомненно. Я много слышала об этой постановке Валерия Вольховского еще много лет назад, в ту пору, когда после смерти Романа Виндермана Валерий Аркадьевич приехал в “Скоморох” и поставил у нас два легендарных спектакля “Левша” и “Человек из Ламанчи”. Помню тогда много говорили о его постановке “Аистенок и Пугало”, и я мечтала ее увидеть.

 

И вот сегодня моя мечта сбылась: в рамках проекта “Большие гастроли” Челябинский театр кукол привез в Томск “Аистенка и Пугало” Вольховского, постановку аж 1984 года рождения. И вот парадокс, спектакль не превратился в музейный экспонат: несмотря на неумолимое время, изменившийся ритм жизни и многое другое, этот спектакль сохранил и свежесть, и трогательность, и пронзительность.

 

И ребятишки сегодня, точно также, как и 35 лет назад сначала гомонили и смеялись в зрительном зале, а потом примолкли и сопереживали истории брошенного Пугала Страшко и оставленного стаей больного Аистенка.

“Для меня миссия этого спектакля – научить сопереживать”, – сказала на творческой встрече актриса Арина Жарикова, играющая в этой постановке Аистенка, Лису, Ветер и Воробья. И тут надо упомянуть еще один удивительный факт. Сегодня в Томске спектакль играли Арина Жарикова и Александр Борок. И именно они 35 лет назад репетировали этот спектакль, выпускали его, а потом много лет играли.

А потом была целая жизнь… На несколько лет Александр Борок покидал Челябинский театр кукол, и Арина играла в паре с другим актером. Потом Александр Владимирович вернулся, возглавил художественное руководство театра, но продолжает выходить на сцену и рассказывать и показывать зрителям эту трогательную историю. Также как и 35 лет назад…

Конечно же, поэтому творческая встреча, главными героями которой стали Александр Борок и Арина Жарикова, проходила под знаком “ностальгия и современность”. Вспоминали и спектакли Романа Виндермана, и спектакли Валерия Вольховского (“Сегодня Вольховский приехал в гости к Виндерману”, – объявил Александр Борок; примечательный факт артисты Челябинского театра кукол прибыли в Томск 17 октября, как раз в канун Дня рождения Романа Виндермана), говорили и современной жизни Челябинского театра кукол (а она очень интересная, в театре, например, запланирована постановка всенародно любимых “Любовь и голуби” в “Петрушках”, а еще очень скоро современный, очень знаменитый режиссер театра кукол Александр Янушкевия поставит в Челябинске ни много ни мало “Бориса Годунова” Пушкина).

В общем, говорили-говорили-говорили и не могли наговориться. Потому что томский “Скоморох” и Челябинский театр кукол связывает нечто большее, чем сухие факты истории (хотя и это немаловажно). Экзистенциальное что-то связывает… “Мы с тобой одной крови”!

PS: Надеюсь, что томским театралам, хорошо знающим историю двух театров, удалось посмотреть и спектакль-легенду “Аистенок и Пугало”, и другие постановки челябинцев в рамках «Больших гастролей» – “Новый Робин-Бобин” и “Мечта маленького ослика”. Когда еще будет возможность их увидеть?!

Наталья БАБЕНКО
Фото из архива театра