Премьеры, конкурсы, гранты, или Как “Скоморох”юбилейный сезон завершает… (продолжение)

Поделиться

 

Вчера мы начали рассказ о том, чем запомнился уходящий юбилейный сезон для самого Томского областного театра куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана и его зрителей. Итак, продолжаем…

Состоявшаяся в конце апреля премьера в “Скоморохе” стала большим и очень важным событием, как для самого театра, так и для города. Давно театр не приглашал на постановку режиссеров приезжих, а особенно таких известных в театральном мире, как Игорь Казаков из Беларуси.

Ученик знаменитого Анатолия Лелявского, тринадцать лет прослужил в Могилевском областном театре кукол, десять лет из которых – главным режиссером. Один год являлся главным режиссером Современного художественного театра Минска. Участвовал в многочисленных фестивалях в Беларуси, России, Польше, Германии, где его спектакли неоднократно становились лауреатами и вызывали сенсацию. “Пиковая дама”, “Тартюф”, “Гамлет”, “На дне” – выбор материала для постановки говорит о многом. В частности, о том, что вслед за классиками режиссер стремится рассказать своим современникам о том, что волнует, пытается провести параллель между веками минувшими и днями сегодняшними.

Вот и для постановки в “Скоморохе” он выбрал классику, а именно – Салтыкова-Щедрина, актуального в России во все времена.

Над “Историей одного города” работала полностью белорусская команда постановщиков: драматург Сергей Гиргель, композитор Денис Кудрявцев, художник Денис Козлов – дистанционно, а режиссер Игорь Казаков и хореограф Евгений Иванов, прилетев в начале апреля, в этот же день приступили к репетициям и меньше, чем за месяц, осуществили постановку, о которой заговорили в городе, которая стала великолепным тренингом для томских актеров и раскрыла потенциал многих из них.

Начнем с того, что постановщики очень бережно подошли к тексту первоисточника. Во многом сложный для восприятия современных людей текст Салтыкова-Щедрина не был купирован и адаптирован. И (о чудо!) он оказался очень органичным для восприятия в передаче Летописца ( актер Юрий Орлов), который с легкой руки драматурга стал главным действующим лицом спектакля. Это он связал времена и историю города Глупова, существующего в череде сменяющих друг друга градоначальников. Разумеется, временные рамки спектакля и пределы зрительского внимания ограничили их число, и из 22-х представленных в романе, их осталось немного – самых ярких и “вечных”, выстраивающих временной мостик от дней салтыковских до дней сегодняшних. Они решены как “памятник мундиру”, как символ божественности и рабского поклонения божествам.

В результате родился анекдот, пасквиль, карикатура, но в то же время и глубочайшая притча о противоречивости, неразрешимости внутринародных вопросов . Все происходящее в спектакле не лишено преувеличения, что делает “историю” не просто бюрократическим эпосом, а трагикомедией, фантасмагорией, сюром, рождая метафоры и аллюзии на современность.

Уникальность спектакля и в том, что здесь куклы, пластика, живой план и маски гармонично дополняют друг друга, сливаясь в настоящую “кукольную симфонию”. В спектакле заняты актеры Юрий Орлов, Анастасия Шульц, Михаил Селищев, Ольга Ботева, Иван Мельников, Екатерина Ромазан, Антон Хонг.

Наконец, специально к очередной годовщине Дня Победы театр выпустил премьерный спектакль “Когда закончится война” по пьесе современного белорусского драматурга Павла Пряжко. В качестве режиссера-постановщика выступил актер театра Сергей Макаров, художника-постановщика – художник по свету Кирилл Дейкун. Это первая постановка ребят в театре. Они очень волновались, справятся ли? Но большинство зрителей приняли спектакль хорошо, и по их просьбам он был повторен 22 июня.

“Когда закончится война…” – то и дело повторяют герои постановки. Окончание этой страшной и самой кровопролитной войны связано у героев: Саши (Иван Мельников), Тани (Христина Данилова) и немки Анни (Олеся Кондратьева) – с ожиданием новой жизни, счастья. Они заслужили это своими страданиями, лишениями. Но вся беда в том, что, даже после подписания пакта о капитуляции, война продолжается… Продолжается до тех пор, пока существует человеконенавистническая система, для которой люди – винтики и марионетки, и олицетворением которой в спектакле является человек “из органов” Алексей (Михаил Митерев).

В прошедшем сезоне “Скоморох” совместно с Гильдией драматургов России стал учредителем Всероссийского драматургического конкурса на лучшую инсценировку/ оригинальную пьесу по творчеству А. П. Чехова. В состав жюри конкурса вошли генеральный директор Гильдии драматургов России Юрий Бутунин, директор “Скомороха” Лидия Ильина, главный режиссер “Скомороха” Сергей Иванников, драматург Александр Толкачев, руководитель литературно-драматургической части “Скомороха” Татьяна Ермолицкая (председатель жюри). На конкурс было прислано 15 пьес из разных городов России. После тщательного отбора жюри выбрало победителей. Ими стали московский драматург Владимир Рыжков, драматург из Екатеринбурга Ирина Максимова и томский писатель Виктор Нилов.

Согласно условиям конкурса, по пьесе-победительнице (а это “Бенефис” Владимира Рыжкова) в следующем сезоне в театре будет поставлен спектакль под названием “Театральщина”.

А пьеса Ирины Максимовой “Иллюзии Коврина” (по повести “Черный монах” А. П. Чехова»), занявшая второе место, легла в основу первоапрельской читки в рамках совместного с Гильдией драматургов России проекта “Драмачай”.

В работе над проектом приняла участие сборная команда: актрисы из “Скомороха” Анастасия Шульц и Виктория Баленко, сыгравшие роли Тани 1 и Тани 2 соответственно, актер из Северского театра для детей и юношества Олег Матэрн (Коврин), актер и режиссер из Северска Денис Егоров ( Песоцкий); томский школьник Валериан Банников (Черный Монах); помощник режиссера Екатерина Ромазан, художник по свету и видеограф Иван Макаров, звукорежиссер Кирилл Лихачев из «Скомороха», зав. постановочной частью Максим Дюсьметов. Продюсером выступила Татьяна Ермолицкая, а постановку осуществил музыкант, актер и автор театральных проектов Артем Банников.

Общее дело, интерес к теме, нацеленность на результат дали свои плоды. Родилась не просто читка, а нечто гораздо большее – с интересным визуальным и звуковым рядом, со все новыми и новыми подробностями и смыслами.

С первых же звуков текста, с первых кадров черно-белого видео, с одной стороны дублирующего происходящее на сцене, а с другой стороны – живущего своей самостоятельной жизнью, с мелодии знаменитой группы The Doors зал замер и стал вчитываться, стал ( иногда и с усилием) проникать в смысл происходящего.

И вдруг оно – происходящее – стало удивительно чеховским по своей интонации, по своим ощущениям. Можно даже сказать, классически чеховским. Здесь совершенно по-чеховски интонации героев не соответствовали смыслу высказываний, слова произносились машинально, а интонации выражали состояние героев. Здесь постоянно ощущалось то, что принято называть чеховским “подводным течением”.

Под конец юбилейного сезона из Москвы пришли радостные известия. Во-первых, Томский областной театр куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана вошел в число победителей одиннадцатого конкурса, проведенного Фондом президентских грантов, представив совместный с Томским региональным отделением общероссийской общественной организации “Союз театральных деятелей России” проект по проведению Международного театрального фестиваля театров кукол и театров для детей фестиваля “Сказочный балаганчик Скомороха”. Это достижение театра тем более значимо, что на этот конкурс было представлено рекордное количество проектов за всю историю проведения конкурсов президентских грантов – 12 255. Путем непростого отбора были выявлены наиболее проработанные заявки, среди которых оказался и проект “Скомороха”.

Во-вторых, театр оказался в ряду получателей президентских грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, послав заявку на постановку спектакля- verbatim “Ни одного неграмотного” о жизни и деятельности известного томича, просветителя и предпринимателя Петра Макушина.

Выигранные средства позволят реализовать задуманные проекты и сделать афишу театра еще интереснее! Тем более, что следующий сезон предстоит не менее насыщенным!

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ

фото из архива театра