«Пропавшая грамота» сквозь сон и явь

Поделиться

 

Как известно, через несколько дней исполнится 210 лет одному из самых загадочных в истории русской литературы писателей – Николаю Васильевичу Гоголю. Это событие не осталось незамеченным Томским областным театром куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана, где 29 и 30 марта состоится премьера спектакля «Наваждение» (сон и явь по мотивам повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» в инсценировке Александра Хромова).

Режиссер-постановщик и художник-постановщик спектакля — лауреат Национальной премии «Золотая Маска» Сергей Иванников.
Многие произведения Гоголя, особенно ранние, наполненные мистикой и тайнами, вызывают у прикоснувшихся к ним восхищение и страх одновременно.

К таковым относятся и его «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделавшие писателя известным и заставившие читателей, как заметил А.С. Пушкин, радоваться «живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Озаглавив сборник повестей «вечерами», Гоголь поставил свое произведение в ряд «вечерниц» – очень распространенных в фольклорной традиции историй, поведанных кем-то на закате дня — времени пограничном, мистическом, когда возможны всяческие чудеса, когда сон мешается с явью.

Подобно тому, как за одну ночь мы видим порой сразу несколько снов, которые сливаются затем воедино, так и в спектакле Сергея Иванникова сюжеты и герои «Вечеров…» переплетаются, смешиваются, словно наваждение. На глазах зрителя рождается удивительная картина гоголевского мира, с его особой мелодичностью, вихрем внутренних дум, бесшабашной удалью и фантазийностью.

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ