Современное звучание неумирающей классики

Поделиться

Гастроли Северского музыкального театра на площадке томской Драмы, становятся доброй традицией. Томский зритель, ждавший это событие много лет, не перестает удивляться многообразию жанров и названий, заявленных в афише музыкального театра.

Мы уже писали, что в феврале они наслаждались прекрасной музыкой и зрелищностью классической оперетты венгерского композитора Пала Абрахама «Бал в «Savoy».

А в марте – новый подарок от северчан! Это премьера нынешнего юбилейного сезона – мюзикл минского композитора, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Андрея Зубрича «Ночь перед Рождеством» (по одноименной повести Н.В. Гоголя, либретто Бориса Лагоды) в постановке известного в России, в Беларуси и других странах режиссера Бориса Лагоды.

  

Успех премьерного спектакля северского театра у томских зрителей определяется одной фразой: все сошлось! Высокопрофессиональная, талантливая и слаженная команда постановщиков и поверившая им, откликнувшаяся на их творческий призыв труппа, неумирающая классика и ее современное звучание!

Музыка композитора Андрея Зубрича в этом произведении чрезвычайно разнообразная и истинно «мюзикловая», ибо прозвучавшие «хиты» долго не отпускают после окончания спектакля, и ты продолжаешь их напевать и день, и два, и три… Здесь много тем, много музыкальных жанров. И сочетание их гармонично, не выбивается, не противоречит хорошему вкусу. Композитору удалось тонко передать удивительную поэтику гоголевской повести, придать индивидуальные музыкальные характеристики каждому персонажу.

Исполняя его произведение, по задумке режиссера-постановщика Бориса Лагоды, оркестр театра столкнулся с непривычным для него музыкальным решением, когда живая музыка звучала параллельно с фонограммой. Это так называемый прием Double Tracking- очень распространенный в бродвейских театрах.

 

Впрочем, зрители остались довольны работой всей постановочной группы, трудившейся над мюзиклом. А это дирижер Вячеслав Губанов ( с нынешнего сезона — главный дирижер театра), художник, заслуженный деятель культуры Татьяна Мирова, балетмейстер Наталья Володькина (главный балетмейстер Новоуральского театра музыки, драмы и комедии), художник по свету Наталия Гара.

Именно благодаря четко выстроенной концепции спектакля и профессионализму всех причастных к его рождению, постановка получилась зрелищной, динамичной, воспринимающейся на едином дыхании.

Не всем художникам удается органично выстроить пространство большой сцены, выстроить гармоничную картинку: без «пустот» – с одной стороны, и без излишнего нагромождения — с другой. У Татьяны Мировой же, обладающей особым пространственным видением, сцена становится очень уютной, обжитой. И все это достигается использованием минимума очень красивых и вместе с тем довольно аскетичных декораций — поворачивающихся хаток, прозрачного занавеса…В тандеме с художником по свету Наталией Гара она создала удивительную атмосферу предпраздничного зимнего вечера (так и слышится хруст снега под ногами у героев!), прелестную простоту малороссийских жилищ, пышность и претенциозность зала царского дворца в Петербурге. Яркие, но не аляповатые краски декораций и костюмов созвучны и музыке, и поэтике гоголевской прозы.

 

В спектакле выстроена, дотошно выверена каждая мизансцена. Очень выразительны массовые сцены в исполнении хора театра. Это не безликая масса, а целое, состоящее из множества индивидуальностей. По «полной программе» используется балет.

Хореография Натальи Володькиной утонченна и затейлива. Балет не просто иллюстрирует и «разбавляет» вокальные и разговорные сцены, но и создает вполне самостоятельные образы — нечистой силы, разгулявшейся метели…

В постановке трудно к чему-либо придраться. И в этом, прежде всего, заслуга режиссера -постановщика Борисы Лагоды, который всегда знает, что именно он хочет поставить и который умеет доходчиво донести до каждого исполнителя концепцию будущей постановки.

Основа повести Гоголя в этом спектакле остается незыблемой. Но современные нотки, ненавязчиво, играючи, органично нет-нет да и вплетаются в ткань постановки, никоим образом не оскорбляя ревностных защитников неприкосновенности классики.

Мнение эксперта

Наталья Бабенко – культурный обозреватель:

– Ледяным мартовским вечером окунулись в атмосферу рождественских чудес на спектакле “Ночь перед Рождеством” от Северского музыкального театра. Музыка минского композитора Андрея Зубрича, написанная в стиле этно-фолк- рок, удивительно созвучна и поэтике Гоголя, и атмосфере рождественской ночи, когда все исполнено волшебством, какой-то упоительной легкостью, суровая зима вдруг начинает казаться очень уютной, и ты начинаешь замечать маленькие и большие чудеса. В прекрасном ансамбле лично мои симпатии отданы совершенно восхитительной парочке – хулиганистому недотепе Черту (Антон Завьялов) и озорной Солохе (Анна Смирнова). Как впечатляюще влюбленный Черт по просьбе стесняющейся Солохи погасил свет, сбив с небосвода Месяц! Спектакль масштабный и в то же время изящный. Празднично-искрящийся и озорной. А, главное, при переводе на сценический язык удалось сохранить поэзию и иронию волшебной гоголевской прозы.

Мнение зрителей

 

Татьяна (профессиональный зритель):

– Это произведение Гоголя ставят много и в самых разных жанрах. Но именно такое сценическое решение я увидела впервые. Впечатлило абсолютно все: музыка, хореография, сценография, виртуозная актерская игра! Волшебство и колдовство!

 

 

Лиза:

– Никогда не думала, что Гоголь, которого мы изучали в школе, может быть таким современным! Какой красивый, яркий спектакль! Спасибо!

 

 

 

Светлана и Влад:

-Мы получили огромное удовольствие! Вы подарили нам праздник! С удовольствием придем и на другие ваши спектакли!

 

 

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Глеба ЛИСТВИНА