“Светлое послевкусие от талантливого спектакля”

Поделиться

 

Выбор материала (Салтыков-Щедрин актуален всегда, а сегодня – особенно!) , приглашение талантливой постановочной команды из Беларуси во главе с режиссером—постановщиком Игорем Казаковым (имя его хорошо известно не только в своей стране, но и в Европе) и горячее желание актеров работать, работать, работать – все вместе взятое вселяло надежду, что новый спектакль станет для Томского театра куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана неким прорывом, новой страницей в его истории.

Надежда оправдалась. И даже с лихвой. На сегодняшний день билеты на спектакль “Скомороха” по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” (инсценировка Сергея Гиргеля) раскупаются мгновенно, а разговоры о новой постановке в городе не утихают.

Надо заметить, что сей “иронический эпос” (так режиссер Игорь Казаков определил жанр своего спектакля) был поставлен в рекордные сроки – менее, чем за месяц. Зато были интенсивные, многочасовые репетиции, отсутствие выходных, энтузиазм актеров и работников цехов и нацеленность на результат.

Давно уже зрители не сопровождали такими аплодисментами спектакли “Скомороха” (не только на премьерных показах, но и на прогонах), давно с таким интересом не обсуждали увиденное.

Сегодня мы хотим познакомить вас с несколькими отзывами известных в области людей о спектакле “История одного города”, ставшим заметным событием в театральной жизни Томска.

Валентина Головчинер – заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник кафедры русской литературы Томского государственного педагогического университета:

– В театральном Томске случилось замечательное Событие: приглашенная белорусская команда в Театре куклы и актера «Скоморох» поставила “Историю одного города”. Все знают, что Щедрин — автор на все времена, из актуальнейших. Но так, как она была поставлена!… Достаточно мягко, не тыча в нос актуальностью! Какой соразмерный, гармоничный спектакль об уродстве нашей жизни по причине уродства нашего сознания… Как уместно — ничто не выпирает! — использованы все (широкие в таком типе театра, как “Скоморох”) выразительные возможности материальной фактуры, слова (очень экономно и ударно — инсценировка Сергея Гиргеля), музыки (оригинальной — Денис Кудрявцев), хореографии (Евгений Иванов), пространства, цвета и света (при скромных возможностях нашей сцены художник-постановщик Денис Козлов). И главное — как сработал режиссер-постановщик Игорь Казаков! Он собрал очень интересную, творческую команду и сам невероятно много сделал с актерами… за месяц. Как они выросли в этом спектакле! Назвать надо всех: и давно всеми любимого Юрия Орлова, и тех, кто помоложе – Михаила Селищева, Антона Хонга, Ивана Мельникова, Екатерину Ромазан, Ольгу Ботеву, Анастасию Шульц!!! Как объединились все цеха – поклон низкий! Такое ощущение счастья, такое долгое и светлое послевкусие от талантливого спектакля! Жаль редко выпадает…

Виктор Мучник – член Академии Российского телевидения, главный редактор Агентства новостей ТВ-2:

– Шел с некоторой опаской. Очень хвалили люди, которым доверяю. И все равно. Потому что любимый текст, читанный-перечитанный, наизусть почти выученный. Когда так – всегда тревожишься, что не попадут в твои ожидания. Опасения не оправдались. Постановка в “Скоморохе” совершенно удивительная! Ставила Щедрина команда из Беларуси (режиссер-постановщик Игорь Казаков, художник-постановщик Денис Козлов, композитор – Денис Кудрявцев, хореограф – Евгений Иванов). Белорусам и россиянам именно сегодня есть что сказать друг другу через щедринский текст. Градоначальники нынешние наши уж совсем как с его страниц… Понятно, что Щедрин в родных пределах автор современный навечно, но именно теперь сидит на нашей политической реальности уж совсем как влитой. Несколько лет уж ощущение, что ты, натурально, в его тексте живешь. Авторы постановки, надо отдать им должное, к тексту, сократив его естественно, отнеслись бережно. Лишь пару раз подмигнули: “хлеба нет, но вы держитесь”… В общем, без нужды это – Щедрин сам за себя говорит и слова его по нынешней нашей мерке экстремистские совершенно. Прямо, букет статей. Здесь и неуважение к заветам предков, и разжигание ненависти к социальной группе “градоначальники” и много еще чего неблагонамеренного и предосудительного. В постановке хорошо все – и сценография, и музыка, и актерская игра. Главные герои ее, так получилось, не градоначальники, а глуповцы. И главное чувство, которое они вызывают при всей их дурости – это сочувствие, как ни странно. И еще, конечно, ощущение дурной бесконечности, из которой все никак не случилось всем нам выбраться. Очень рекомендую.

Виктор Шошин – художественный руководитель Северского молодежного театра “Наш мир”:

– Вместе со студийцами нанесли визит в Томский театр куклы и актера “Скоморох” им. Р. Виндермана. Смелая постановка, отличная сценография! “История одного города” явно заслуживает соответствующих номинаций. Постановщики из Беларуси (режиссер Игорь Казаков, художник Денис Козлов и другие) постарались! На мой взгляд, это наиболее интересная на сегодняшний день постановка в Томске. Правда, мне показалось, что куклы в спектакле победили актеров, а особенно – актрис. Что касается музыки, то она лично мне не помогла в усвоении этой весьма нерядовой постановки.

Алина Соколова – сценарист, драматург:

– Бессмертный текст Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина всегда актуален в нашем царстве-государстве, но именно сейчас он воспринимается почти как сводка из новостной ленты… Выстроить череду эпизодов летописи в единую связную цепь очень непросто, в драматургии такая последовательность однородных членов сюжета обзывается «шашлыком» и вообще-то не одобряется. Но здесь сценарная недоработка имеет дополнительный усиливающий эффект: почувствуйте на своей шкуре дурную бесконечность, возмутитесь – хотя бы в роли зрителя – тем, что вам раз за разом спускают сверху командующих, у которых в голове могут оказаться не мозги, а органчик — хитроумное устройство типа шарманки, исполняющее всего лишь два трека: “Разорю!” и “Не потерплю!”. Бесчисленные начальники, наделенные неограниченными полномочиями и ограниченными умственными возможностями, стали благодатным материалом для художника и бутафоров. Они нафантазировали на полную катушку. Органчик, извлеченный из головы градоначальника Брудастого, на глазах у зрителя превращается в мясорубку. Сластолюбивый Микаладзе вырезан из куска картона с нарисованным на нем накачанным торсом. Его предшественник на посту городского головы Бородавкин — мягкая длиннорукая кукла, напомнила персонажа из мультфильма “Тайна третьей планеты” (и ведь действительно, иногда возникает чувство, что восседающие в начальственных креслах – представители внеземных цивилизаций…).

Алена Шафер – сотрудник Томского областного краеведческого музея:

– Наконец-то увидела тот “Скоморох”, который я знала и любила. Режиссер чувствуется в каждой сцене, и как виртуозно актеры присваивают себе его находки! Наблюдать за ними каждую минуту, каждую секунду – огромное удовольствие! Мы увидели здесь все приемы, возможности великого театра кукол. Очень вкусно, красиво, на мой взгляд, сделана сцена с фейерверком – бенгальским огнем. Наслаждение героев на физическом уровне передается зрителям. Низкий поклон композитору Денису Кудрявцеву. Его музыка помогает еще лучше понять поэтику щедринского текста!

Александр Ракин – редактор культурно-просветительских программ радио “Благовест”:

– В этом спектакле актеры проявили себя во всех ипостасях – драматически, пластически и как кукловоды. Прекрасно, профессионально сыграно – от души и с душой. Сценографическое решение целостно, едино, что дает ощущение плотности сцены, собранности действия. Все со всем взаимодействует, а не распадается, как это часто бывает в театрах кукол на кукол, актеров, декорации. В результате все приобретает какой-то библейский размах, который в финале только усиливается.

Татьяна Веснина – театральный критик:

– Создается впечатление легкого дыхания всего спектакля – от начала до конца. Особенно эмоционально воздействуют финальные минуты, когда возникает молчание, объединяющее зрителей и персонажей в наступающем Оно. Это тот момент, когда не хочется хлопать, проявлять реакцию, а хочется просто сосредоточиться и уйти в себя….

 

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Владимира Сумцова

 

P.S.: Очередной показ спектакля “История одного города” в “Скоморохе” состоится 4 июня (пт) в 19.00