Вы читали?

Поделиться

 

Почему аборигены съели Кука? Этот вопрос волнует наше общество с тех самых пор, когда прозвучала знаменитая песня Владимира Высоцкого. Самым логичным ответом стало: “Хотели кушать – и съели Кука”.

Бытие определяет сознание, как сказал Карл Маркс. А бытие, в первую очередь, определяется природной средой: условиями, в которых мы существуем, и ресурсами, которые у нас есть. Это источник наших страхов и радостей, под их влиянием появляются первые религиозные убеждения, а потом – великие культуры, которые сквозь тысячелетия дошли до нас. И, меняясь на протяжении веков, религии сохраняют следы тех условий, в которых когда-то появились.

Иудео-христианское мировоззрение, носителями которого мы являемся вне зависимости от того, верим мы в Бога или нет, зародилось на Ближнем Востоке среди скотоводов и земледельцев. И в наследство нам досталось линейное восприятие времени вместе с уважением к частной собственности.

Для нас кажется невероятным, что люди других культур живут в циклическом времени, у которого нет ни начала, ни конца. А аборигены Австралии говорят о “мире снов”, “времени легенд”, которое вот тут, рядом, и события их эпоса произошли буквально вчера и повторяются снова и снова. Полинезийцы уверены, что пока они плывут на лодке, это на самом деле острова движутся, а сама лодка нет, и это не мешает им быть прекрасными мореплавателями.

Как появились такие взгляды, вы узнаете из книги “Маленький плохой заяц”. Увлекательное изложение, простой язык и яркие образы позволят погрузиться в тему даже тем читателям, которые впервые заинтересовались этим вопросом.

Книга разделена на пять глав. Четыре из них посвящены влиянию природы на формирование религии у народов, далеких от цивилизации. Аборигены Австралии, индейцы Великих равнин и подобные им народы сохраняют тесную связь с природой через веру в духов. Их верования гораздо ближе к природе, чем наши, более подвержены её влиянию. В каждой главе для вас будет открываться удивительный и причудливый мир иной культуры.

В пятой главе в центре внимания обратная ситуация – как религия влияет на экологию. В первую очередь, конечно, следует помнить, что почти все существующие религии несут следы влияния земледелия и скотоводства. Если вспомнить Библию, то Бог создал именно сад, а не чащу и не пущу и насадил там благоухающие и полезные деревья. Кроме того, запрет на какие-либо пищевые продукты ведет к тому, что их не выращивают. Например, в Индии употребление говядины очень ограничено, поэтому поголовье скота не такое большое, как могло бы быть.

И, напротив, если религия требует определенных плодов, то они высаживаются там, где не росли изначально – как виноградники, завезенные миссионерами в Америку.

Кроме того, каждая религия, отражая многовековой опыт поколений, указывает на необходимость бережного отношения к природе – ведь расточительство может привести к гибели всего общества. И всё чаще религиозные деятели от Папы Римского до многочисленных гуру “нью эйдж” говорят об ответственности человека перед природой.

Мы снова ищем связи с природой, которые, впрочем, до конца никогда не рвались – будь то милосердное отношение к животным или попытки вступить в телепатический контакт с разумом планеты.

Круг замкнулся, но теперь природа – это уже не жестокая мачеха первобытного человека, а, напротив, зависимая от нас хрупкая система, которую нужно тщательно оберегать.

Познакомиться с книгой Константина Михайлова “Маленький плохой заяц” и узнать больше вы можете, обратившись в Центральную городскую библиотеку. Книга будет интересна для всех, кто увлекается этнографией и религией, а также для широкого круга читателей.

Материал подготовлен сотрудником отдела “Абонемент”
Центральной городской библиотеки Хребтовой Н. В.