Скрытая сторона или будни “скорой”

Поделиться

Каждый из нас хоть раз в жизни вызывал «скорую помощь». Мы набираем на телефоне 03, когда плохо нам или родным и близким людям. А дальше минуты ожидания кажутся часами…

Врачи говорят, что из 15–20 вызовов, на которые выезжает в течение суток одна бригада, настоящих «скоропомощных» бывает два-три. Все остальное — давление, боли в спине, уколы и т.п. Но это вовсе не значит, что на это “и т.п.” не нужно тратить нервы. Нужно, и еще какие. Понять это, хотя бы приблизительно, может тот, чья работа изо дня в день связана с людьми.
И всё-таки, что мы знаем о службе скорой помощи? Кто там работает: кто принимает вызовы, кто распределяет бригады, кто везет и кто обслуживает? Что должны делать ее сотрудники, а что не входит в их обязанности? Как быстро бригада скорой прибывает на вызов? От чего зависит, в какую больницу при необходимости госпитализации вас доставит неотложка? На эти и другие вопросы о работе скорой помощи ответит наш материал.

Техническая сторона вопроса
Договориться об интервью в службе “03” оказалось не сложно. На проходной Станции скорой медицинской помощи меня встретила пресс-секретарь СибФНКЦ ФМБА России Марина Мифтахова. Первым делом мы прошли на третий этаж, в кабинет начальника станции Александра Николаевича Яблокова.

Я буду рассказывать только хорошее, – пообещал он мне. – Начнем с самого начала – с диспетчерской. Это сердце нашей службы: когда вы набираете “03” и вызываете скорую помощь, то именно сюда поступает ваш звонок. Как говорится, театр начинается с вешалки. Наш “театр” начинается с диспетчерской.

Располагается она на первом этаже в просторном кабинете. У каждого диспетчера свое рабочее место. Функционально обязанности разделены на диспетчеров, которые принимают вызовы, и тех, кто контролирует бригады и передает вызовы им.

“Есть у нас свободные бригады?” – спрашивает Александр Николаевич.

“Пока нет. Сейчас бригада освободится и сразу на роды едет”, – отвечает диспетчер.

Итак, каждый вызов заносится в электронный журнал. Программа создана таким образом, что при занесении первых параметров (фамилии и имени) пациента сразу появляются его данные из медицинского полиса. Фактически вся информация появляется автоматически – диспетчер не тратит время на вбивание ее в электронный журнал. Далее при оформлении вызова вносятся первичные данные обращения в службу. Нужно иметь немалый опыт, чтобы, не видя человека, лишь по симптоматике, которую порой описывают испуганные родственники, определить, насколько серьезна проблема.
Еще одно рабочее место в диспетчерской оборудовано для врача оперативного отдела. В его обязанности входит диспетчеризация вызовов. Например, диспетчер понимает, что вызов не относится к “скорой” помощи – первый день заболевания и температура 37,2 – такого пациента переводят на старшего врача, и он, уточнив информацию, отправляет данный вызов в поликлинику и ставит пациента в известность. Также врач оперативного отдела разрешает конфликтные ситуации. В некоторых случаях он дает консультации по телефону, но это крайне редко практикуется на северской станции скорой помощи.
Еще в диспетчерской есть прямая связь с диспетчером СХК, имеется внутренняя АТС, есть селектор внутренней связи с переключаемыми зонами.

“А бывают ложные вызовы?”- интересуюсь я.

“Так как сейчас номер определяется автоматически, то практически нет. Дети очень редко балуются. Чаще бывает такая ситуация: прохожий вызвал бригаду для человека, лежащего на улице. А сам ушел. Тот, что лежал, проснулся и пошел дальше. И его нет, и вызывавшего нет – по своим делам ушел. Мы всегда просим по возможности дождаться бригаду. Вызов скорой накладывает некую ответственность на человека, который вызывает”.

Из диспетчерской мы переходим в ординаторскую. Она была создана на станции скорой помощи в 2006 году. И, по словам начальника “скорой”, это единственный опыт в России.

Считалось, что врачи из бригад скорой помощи должны заполнять карту вызова в машине на коленях. В типовых планах такого здания, как наше, не предусмотрено было помещение для работы с документацией. Но мы выделили кабинет, – рассказал Александр Яблоков.

В кабинете несколько столов, оснащенных ПК. Все они подключены к многофункциональным устройствам (МФУ), объединяющим в себе функции принтера, сканера и факса. В компьютерах специальная программа с электронными картами вызова. Чтобы заполнить ее, врачу необходимо не более 5 минут. Затем она распечатывается. Одновременно с этим эта карта прикрепляется к единой электронной карте пациента, и с ней может ознакомиться и участковый врач, и доктора в стационаре.


Кроме того, после каждого вызова медики должны списать потраченные на каждого пациента препараты. И опять-таки северская станция скорой помощи – единственная в стране, где введен персонифицированный учет медицинских препаратов за каждым пациентом. Получить какой-либо препарат в “укладку” можно лишь в том случае, если его списание подтверждено.

“Центр управления полетами”
Или кабинет старшего дежурного врача. Все оперативные решения, все конфликты, все ЧС, все переговоры с лечебными учреждениями Северска и Томска, нестандартные перевозки и ситуации на вызовах – решаются через старшего врача. Одна из его важнейших функций – осуществление контроля качества оказания медицинской помощи пациентам и заполнения медицинской документации врачами и фельдшерами выездных бригад.


Старший врач может зайти в амбулаторную карту пациента и сориентировать бригаду. Например, пациент без сознания, личность его установлена. Звонят старшему врачу, он смотрит в амбулаторной карте пациента – диабет. Как действовать дальше – понятно.
Все старшие врачи имеют сертификаты по функциональной диагностике. После того, как бригада сдала карту с кардиограммой, если вдруг в ее описании обнаружится ошибка, старший врач отправляет бригаду “скорой” обратно к пациенту.
А еще старший врач комплектует бригады. На сегодняшний день только реанимационные бригады практически неизменны. У остальных состав скользящий: фельдшер может сегодня работать с одним врачом, завтра с другим, поэтому все на подстанции друг друга знают. В Северске в круглосуточном режиме несут службы девять бригад «скорой помощи». Из них три – реанимационные. Разумеется, им тоже приходится много заниматься не своим делом: реанимационные бригады выезжают на все вызовы с поводом “без сознания”. Настоящая же реанимация при клинической смерти — это массаж сердца, искусственная вентиляция лёгких и электрическая дефибрилляция, как в кино. Иногда люди специально сообщают по телефону, что больной без сознания, поскольку рассчитывают, что в этом случае к ним приедут самые крутые специалисты при полном оснащении.
На дорожно-транспортные происшествия опять же выезжает только бригада реанимации. Врачи, дежурящие в ней, имеют сертификаты по анестезиологии-реанимации, ведь человек, попавший в ДТП и не получивший на первый взгляд серьезных травм, может внезапно почувствовать себя хуже.
Жаловаться на оснащение не приходится – северские “скорые” имеют современное оборудование и препараты, позволяющие проводить сложные медицинские процедуры. Например, тромболитическую терапию на догоспитальном этапе.

Медицинская коммуна
На втором этаже станции скорой помощи расположены комнаты отдыха выездного персонала: в каждой две кушетки, на которых сотрудники могут отдохнуть между вызовами. Такая почти студенческая коммуна-общага.
Опытные сотрудники умеют слышать номер бригады, причем только своей, — как только он прозвучит, они резко встают и “на автомате” идут в диспетчерскую. Бригада едет работать, потом сообщает по рации результат и получает указания, куда ехать дальше: на следующий вызов или “домой”, то есть на станцию.
На первом этаже станции скорой помощи есть небольшая комната, которую персонал отвел под спортивный зал. Практически все тренажеры собраны вручную. Из общего антуража выбивается цирковая шестипудовая штанга. С такими силачи выступали на арене в начале прошлого столетия.В Томске был такой клуб имени Сергея Елисеева. Он был первым в мире чемпионом по тяжелой атлетике. В 1925 году Елисеев оказался в Томске, где директор радиотехнического завода, влиятельный человек, организовывая спортивный клуб, заполучил штангу Елисеева. Принимались в этот закрытый клуб мужчины, лишь пройдя тест – стоя спиной к стене с положения вытянутой руки взять эту штангу на бицепс. После распада завода штанга попала в спортивный зал северской станции скорой помощи.

“А есть такие сотрудники на “скорой”, кто мог бы ее поднять?” – спрашиваю я.

“Таких около десятка”, – ответил Александр Николаевич.

Правило “золотого часа”
Медики напоминают: первая помощь оказывается прямо на месте происшествия. Часто ситуация требует незамедлительного вмешательства очевидцев. Не зря время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь, называется “золотым часом”. Вся мощь современно оснащенной многопрофильной больницы может оказаться бесполезной, если было упущено время.

С чем мы столкнулись? Несмотря на то, что у нас хороший состав врачебных и фельдшерских кадров, несмотря на то, что у нас хорошо оборудованы бригады, негативный фактор неоказания первой медицинской помощи присутствует. Начиная с 2006 года, наши сотрудники начали обучать население методам оказания правильной первой медицинской помощи. В 2009 году на станции был открыт учебный класс, оснащенный самым современным учебным оборудованием. В том числе и симуляционные манекены, позволяющие отработать полученные навыки. По сути, мы начали образовательную деятельность, – рассказала Светлана Горбылева, старший фельдшер и руководитель некоммерческой организации “Золотой час”. – Для этого нами был подготовлен пакет документов, оборудован отдельный кабинет, дополнительно обучены сотрудники и получена лицензия. В 2012 году у нас была образована некоммерческая организация “Золотой час”, в которую вошли врачи и фельдшеры службы скорой помощи.

Эти люди после тяжелых смен приходят в учебный класс, оборудованный прямо на станции, чтобы рассказать, как важно уметь правильно выполнить весь алгоритм базового реанимационного комплекса. А еще они проводят специальные уроки для старшеклассников.
Организация выиграла муниципальные и областные гранты. В их рамках была подготовлена методическая литература и информационные стенды для школьников. Теперь учителя ОБЖ могут преподавать основы первой помощи на современных наглядных пособиях.

Мобильный отряд
В 2009 году несколько станций скорой помощи получили специализированные автомобили и оборудование для формирования мобильных отрядов экстренной медицинской помощи (МОЭМП). Вся техника лицензирована для перевозки в самолетах. Всего было зарезервировано 20 мобильных отрядов по всей стране. В основном это закрытые города Росатома. Медицинское обеспечение МОЭМП формируют специалисты станции скорой помощи.

В качестве эпилога
“Почему же при столь отлаженной работе скорую приходится ждать так долго?” – спросит читатель.
Пробки? В Северске-то! Не смешите! Нет. К тому же пик вызовов приходится на время с 19 до 23 часов, когда дороги в нашем городе и вовсе свободны. Нехватка кадров – вот самая большая проблема “скорой”, причем во всей стране. Оптимизация в системе здравоохранения затронула и Северск. Машины и оборудование есть, а людей не хватает.
В конце хотелось бы добавить: мне не раз приходилось видеть, как работают врачи и фельдшеры нашей станции скорой помощи – и когда видишь, КАК они это делают — понимаешь, что не всё на свете зависит от денег. В нынешних условиях, когда трясет весь мир, знание того, что кто-то готов броситься на помощь, дорогого стоит.

 

автор Наталья ДЕНИСОВА

фото автора