Как иностранцы в своей стране
А вы радуетесь новым знакомствам? Сможете ли вы выстроить беседу с человеком и более того запустить совместный огромный проект протяженностью на год, если говорите совершенно на разных языках? Что если ваш новый знакомый – глухой?
Вчера состоялось знакомство с удивительным и интересным человеком – Анной Попелло, директором АНО Центр поддержки людей с нарушением слуха “Созвучие”, переводчиком русского жестового языка.
Так, возможно, ли выстроить общение с глухим человеком? И что мы знаем о людях с нарушением слуха? Для начала развенчаем мифы, придуманные нами.
Миф 1: Инвалиды по слуху – глухонемые.
Факт: Слово «глухонемой» – некорректно в отношении людей с нарушением слуха. Большая часть глухих может говорить голосом, пусть и не всегда четко и ясно. К тому же, жестовый язык является полноценным языком, на котором глухие могут выражать любые свои мысли. Правильно таких людей называть «неслышащие», «глухие», «слабослышащие» или «люди с нарушениями слуха». Для многих глухих людей термин «глухонемой» является оскорбительным.
Миф 2: Глухие – неграмотные, не умеющие читать и писать.
Факт: Так же, как и слышащие, глухие учатся в школах, получают образование, читают книги и газеты, смотрят фильмы (с субтитрами), пользуются Интернетом. Среди глухих много квалифицированных специалистов – инженеров, программистов, педагогов, есть и люди творческих профессий – художники, актеры, поэты, журналисты.
Миф 3: Глухие – умственно отсталые люди.
Факт: Нарушение общения влечет за собой нарушение умственного развития, социальных навыков, речевого развития и эмоционального отношения. Это, конечно, может случиться, это случается часто, если ребенок рождается глухим. Ребенка следует вооружить не только языком, но и мышлением. Иначе он окажется пленником конкретного, чувственно воспринимаемого мира. Опасность эта многократно возрастает, если ребенок глухой, его слышащие родители не знают как общаться с ним, используют рудиментарные формы диалога и языка, что не способствует развитию детского интеллекта. Эта проблема снимается, если родители изучают жестовый язык. Но, как ни парадоксально, многие родители в России не желают усваивать жестовый язык и даже дактилологию (изучение ручной азбуки занимает всего 1-2 часа), тем самым лишая ребенка и себя радости общения.
Но, так или иначе, занятия в специализированных детских садах и школах, общение глухих между собой делают свое дело – умственно отсталых людей среди глухих очень мало.
Миф 4: У глухих родителей обязательно рождаются глухие дети.
Факт: Все зависит от наследственности, есть ли глухие в родне и в предыдущих поколениях. Лишь примерно в 10% случаев у глухих родителей рождаются глухие дети – но это обычно счастливая семья, так как у них полное взаимопонимание через коммуникацию на жестовом языке, общий опыт понимания мира. Большинство глухих детей имеют слышащих родителей, и для полного взаимопонимания в этом случае надо как минимум иметь общий язык.
Миф 5: Жестовый язык мешает усвоению словесного языка.
Факт: Первые осмысленные жесты дети делают в возрасте 6-8 месяцев, а к 1,5 годам они уже знают много жестов.
Когда жестовый язык усвоен – а это обычно происходит к трехлетнему возрасту, – становится возможным все остальное: свободный разговор, сообщение информации, приобретение навыков чтения и письма, а возможно и навыка устной речи. Нет никаких доказательств, что знание жестового языка подавляет способность к усвоению устной речи, наоборот, оно развивает желание общаться любыми способами и познавать мир.
Миф 6: Если глухие говорят на жестовом языке, то они – неграмотные.
Факт: Многие глухие предпочитают говорить на своем родном жестовом языке, который имеет свои правила и свою сложную грамматику. Но многие из них также могут хорошо владеть русским языком.
Миф 7: Язык глухих людей не является настоящим языком.
Факт: Язык общения глухих правильно называть жестовым языком, а не мимикой (мимикой называют разные выражения лица) и не языком жестов (так называют язык поз и движений тела). Существуют национальные жестовые языки (русский жестовый язык – РЖЯ, американский жестовый язык – ASL, британский жестовый язык – BSL и так далее). Лингвисты всего мира признают жестовые языки глухих полноценными лингвистическими системами.
Кстати, американская исследовательница Урсула Беллуджи и ее коллеги установили, что для владения жестовым языком необходимо левое полушарие головного мозга – точно так же, как и для владения устной речью! При изъяснении на жестовом языке используются некоторые из нервных путей, которые задействованы при восприятии и воспроизведении грамматически правильной словесной (устной) речи. Это убедительное доказательство того, что жестовый язык – это ЯЗЫК!
15 сентября 2011 года Институт языкознания Российской Академии наук признал, что жестовые языки являются полноценными естественными языками, что они равноправны звучащим словесным языкам, а также закрепил название «русский жестовый язык». В мае 2012 года приказом Минздравсоцразвития РФ №547н утверждены квалификационные характеристики должности «Переводчик русского жестового языка».
Миф 8: Жестовый язык универсален.
Факт: Язык жестов не исключительный универсальный язык, используемый глухими. Так же, как слышащие люди в различных странах говорят на различных языках, глухие люди во всем мире используют различные языки жестов.
Миф 9: Глухие умеют хорошо читать по губам.
Факт: Действительно, один из способов общения глухих – зрительное восприятие устной речи говорящего, которое принято называть чтением с губ. Но не все глухие могут хорошо воспринимать речь по губам. Обычно понимание речи с губ достигает максимум 60% достоверности.
Миф 10: У глухих необычайно острое зрение.
Факт: Это не так. Но глухота, точнее, владение жестовым языком, действительно влияет на возможности использования зрительного канала. Глухие с большей точностью схватывают направления движения предметов, особенно находящихся в правой половине поля зрения. Такую особенность наблюдают и у слышащих детей глухих родителей, и, значит, его можно считать не следствием глухоты как таковой, а результатом раннего овладения жестовым языком, которое требует быстрой и точной оценки зрительных стимулов.
Для носителей жестового языка характерна способность выделять дискретные конфигурации или «рамки» в беспрерывном потоке движения, это умение синтаксически анализировать движение можно считать аналогом умения расчленять и анализировать речь, выделяемую из потока звуковых волн.
Миф 11: Глухие ведут совершенно другой образ жизни, чем остальные люди.
Факт: Глухие занимаются тем же, что и слышащие люди. Ходят на работу, создают семьи, водят машины, делают покупки, платят налоги, ездят за границу и так далее. После работы смотрят телевизор, выводя на экран скрытые субтитры, сидят в соцсетях.
Миф 12: Глухие не слышат музыку и не ходят на дискотеки.
Факт: Глухие чувствуют музыку через вибрацию и охотно ходят на дискотеки. Слабослышащие же с удовольствием слушают музыку в наушниках.
Миф 13: С глухим не договоришься о чем-либо без личной встречи, они ведь не разговаривают по телефону.
Факт: Смс-сообщения, скайп, WhatsApp, электронная почта и другие способы современной связи успешно используются глухими для связи.
Миф 14: Слуховой аппарат превращает глухого или слабослышащего человека в слышащего.
Факт: При сильной потере слуха слуховой аппарат действительно помогает услышать шум, топот, громкий крик, сигнал машины, лай собаки и так далее. Но слуховой аппарат не дает возможности понимать речь собеседника на все 100%.
Миф 15: Глухих обязательно надо учить говорить голосом!
Факт: В России глухих с раннего возраста обучают речи с использованием слуховых аппаратов. Но надо понимать, что результаты зависят от способностей, состояния слуха и других факторов. Настоящие успехи делают немногие, и, как правило, чем хуже слух – тем сложнее выработать хорошее звукопроизношение. Решение задачи обучения речи требует многочасовых занятий. Откуда взять эти часы? Только отняв от общего образования. При этом мы рискуем получить «на выходе» по сути, безграмотных людей, обладающих некой весьма примитивной имитацией настоящей устной речи. Что важнее – «говорение» или образование? В школе всех детей учат рисовать, но много ли в мире Рафаэлей и Рембрандтов? Для глухого человека намного важнее читать – тогда откроется неограниченный мир информации и культуры; а также грамотно писать – тогда не будет проблем с письменным общением, в том числе и через интернет.
Миф 16: Глухие – ущербны, их надо лечить.
Факт: Глухие образуют свое сообщество с собственной культурой, историей, языком, традициями. Это настоящий малый этнос! Они не считают себя ущербными или нуждающимися в медицинской реабилитации. Глухие и слабослышащие просто другие, они как некие «иностранцы». А глухота – это критерий отличия глухих от слышащих людей.
подготовлено совместно с АНО Центр поддержки людей с нарушением слуха “Созвучие”