Одеть персонаж
Костюм для актера спектакля, как вторая кожа. В ней он живет более двух часов пока идет постановка. Как она создается? С этим процессом удалось познакомиться поближе благодаря художнику по костюмам Елене Анатольевне Предводителевой (г. Москва), которая одевает актерскую труппу Северска театра для детей и юношества в рамках двухсерийного спектакля, готовящегося в его стенах.
Напомним, что сегодня в театре полным ходом идет работа над новым проектом (горячая ссылка) по пьесе американского драматурга Дона Нигро о театре и о человеке в нем – “Макдаффи”.
Северский зритель уже знаком с творчеством Елены Предводителевой по спекталю “Три сестры”. Как и прошлый раз, художник по костюмам получила приглашение принять в работе над спектаклем от Никиты Андреевича Ширяева, Заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Северского театра для детей и юношества, с которым она знакома еще по работе в Московском академическом театре сатиры. В отличие от прошлого раза, Елена Анатольевна лично приехала в Северск. За те недолгие пять дней, что она пробыла в закрытом городе, костюмер успела одеть всех персонажей спектакля.
В перерыве между примерками Елена Предводителя дала интервью порталу zato-govorim.ru
“ЗАТО Говорим”: Позвольте поприветствовать Вас в нашем городе. Елена Анатольевна, ваш личный визит обусловлен сложностью материала, готовящегося спектакля?
Е.А. Предводителева: Да, материал довольно сложный. К тому же ставятся две пьесы сразу. А они устроены таким образом, что и время, и, соответственно, стиль в одежде меняются.
Кстати, что это за время и стиль?
Что касается стиля, то арт-деко. Что же касается того времени, 28-30-е годы ХХ века, то это начало эмансипации, “самые короткие юбки”. Женщины начали работать. И не могли ходить в длинных платьях. Они становятся более самостоятельными по сравнению с началом века. Это время Коко Шанель. Но не будем забывать, что на сцене актеры играют персонажей не с журнала мод. И соответственно одежда на них обычная. За исключением одной сцены – призда главных героев в Лондон из Голливуда. И хотя на фабрике грез они и не были большими звездами, но тем не менее голливудский оттенок в одежде того времени соблюден. Они актеры немого черно-белого кино и поэтому моя задумка сводится к тому, что их костюмы серо-сизого цвета, как черно-белый экран. А в следующей сцене, повествующей уже о каком-то времени, проведенном ими в Лондоне, в их одежде преобладают более теплые оттенки. Так протянута нить в реальность.
Театр следует за модой?
Я по образованию художник-модельер. Так меня и нашли в свое время – не хотели театрального художника, а хотели модельера. Театр – это отражение жизни. Но иногда художник ошибается и выпускает на сцену персонажей определенной эпохи в слишком шикарных нарядах. А люди так не ходили. Нужно уметь адаптировать костюм. В том числе, это моя задача.
Получается одеть персонаж спектакля не так-то просто…
Да. Идет взаимодействие художника по костюмам с режиссером. Все-таки он задает тон. Общая концепция исходит от него. А я уже предлагаю ему варианты. Мы с Никитой Андреевичем проговариваем каждый персонаж, его характер, становление. Для себя же, чтобы разобраться в пьесах, я составляю специальную таблицу, в которой записаны персонажи, сцены и кто из героев в этих сценах появляется, и какой костюм на нем одет.
Объем работы немалый, а вы прилетели всего на пять дней. Что можно успеть в такие сжатые сроки?
На самом деле многое. Всё это время мы занимались покупкой тканей. Потому что очень много костюмов. Многое успели выкроить. Сейчас ведем примерки. К слову, мы уже многое успели примерить на актеров. Например, нашли готовый трикотаж в “секонд хенде”. Между прочим, для художников-костюмеров “секонд хенд” – это золотое дно. Там можно найти “то самое”! С определенным оттенком изношенности. Нужно уметь искать. Я поэтому знаю все достойные секонд хенды в Москве.
Хватает ли представленного в наших провинциальных магазинах ассортимента для того, чтобы размахнуться костюмеру?
В целом, да. Но я умею идти на компромиссы. Не хватает мелочей каких-то. А бывает и удачи – когда совершенно внезапно обнаруживаешь нечто такое, что полностью совпадает с искомым компонентом. И вот вчера я нашла ткань на потрясающее пальто для актрисы и мех. Рада, конечно! Всё в тон!
Достаточно ли опыта у цехов Северского театра для детей и юношества, чтобы справиться с поставленными вами задачами?
Я познакомилась с вашими мастерами недавно. Но я вижу, что им интересно так же как и мне работать над этим проектом. Вижу, как у них горят глаза. Не безразлично они относятся. А это важно. Значит, всё удастся.
Для вас лично работа над какой постановкой была самой сложной?
Сложная?! Я бы сказала, что самой сложной по объему работы, но в то же время было безумно приятно работать над спектаклем “Летучая мышь” в Екатеринбургском театре музкомедии. Это колоссальная работа – хор, балет, солисты. Всех нужно было одеть в вечерние платья. Ну представляете себе бал в “Летучей мыши”! Было вложено много труда, но удовольствие несравнимое!
А этот проект?
Мне понравилась сама пьеса. Я не умею их читать так, как это делает режиссер. В его голове спектакль уже выстраивается с первых строчек. А я так не могу, пока не увижу артистов. И до этого времени пьеса для меня неживая. А здесь обе пьесы сразу сложились в образы.
До сдачи спектаклей вы приедете еще раз?
Постараюсь. Да и мне самой хотелось бы увидеть ваш город и Томск не из витрин магазинов.
Будем рады новой встрече.