Искусство на расстоянии метра
Что меня не перестает удивлять в театре (конечно, помимо чудес, преподносимых публике со сцены), так это его способность распространять какое-то особое очарование на всё и всех. Заменить это волшебство уже ничем невозможно. И видимо правильно написал один из театральных журналов: “В театр, как под поезд, попадаешь раз и навсегда”. Убедить в этом можно на примере судеб тех, кто служит театру…
На днях порталу zato-govorim.ru дал интервью новый художественный руководитель Северского театра для детей и юношества Александр Загораев. Северский зритель уже хорошо знаком с режиссерскими работами Александра Сергеевича – “Мой бедный Марат”, “Дон Жуан”, “Вождь краснокожих”.
ЗАТО Говорим: Как решили стать режиссером? Чем Вас привлек театр?
А.С. Загораев: На самом деле в театр я пришел случайно. Только потому, что я не поступил на физвос, хотел стать учителем физкультуры. Но провалил один из экзаменов. Нужно было год не потерять впустую. Мама услышала по радио, что при Рыбинском драматическом театре набирается целевой курс от Ярославского государственного театрального института. Решил попробовать. Поступил. И уже через месяц понял, что никакой физвос мне не нужен. Мне нужен театр – это моя среда, только тут мне комфортно. Понравились однокурсники, команда педагогов. В 2000-м году уже был принят в труппу Рыбинского драматического театра в вспомсостав, а как окончил институт, в 2002 году, – в основную труппу. Еще через год поставил свой спектакль и попробовал себя в качестве режиссера. Это была постановка “Вождь краснокожих”. С точки зрения восприятия детей спектакль получился удачным. Актеры привыкают к тому, что маленькие зрители шумят и отвлекаются. И впервые на моей практике, детишки просидели молча весь спектакль, были очень сосредоточены.
– И это успех вдохновил вас стать режиссером?
– Можно и так сказать. Ведь именно после этого опыта, я принял решение получить режиссерское образование. Так, я поступил в Москве в Театральный институт им. Бориса Щукина. В 2009 году я поставил первый спектакль вне стен своего родного театра. Это была постановка в Новгородском академическом театре “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”. Это фактически стало моей преддипломной работой. А свой выпускной спектакль “Мой бедный Марат” я ставил в Прокопьевске Кемеровской области.
– А как так случилось, что вы приехали в Томск, а затем и в Северск?
– В 2011 году меня пригласила в Томский Театр юного зрителя Светлана Евгеньевна Бунакова, возглавлявшая его на тот момент. Работал я над постановкой “Ночь Святого Валентина”. И, еще не закончив этот спектакль, получил от Светланы Евгеньевны предложение стать главным режиссером Томского ТЮЗа. Так я был замечен томскими театрами. После ухода Светланы Бунаковой из ТЮЗа, мы продолжали с с ней сотрудничать уже в Северском музыкальном театре. В итоге в моем послужном списке 31 спектакль, 18 из которых поставлены в Томской области.
– Получается, что режиссеру вовсе и не обязательно быть привязанным к одному месту.
– Мне повезло. От 4 до 6 спектаклей в год, ставящиеся в разных городах страны, для молодого режиссера – удача. А такой опыт очень дорог. Когда режиссер работает с разными актерскими коллективами – он и сам учится, и других учит.
– В должности художественного руководителя Северского театра для детей и юношества какую первую постановку поставите? О чем она?
– Уже начинаем работу над пьесой Уильяма Гибсона “Сотворившая чудо”. Потрясающее произведение. Это будет семейный спектакль. Мы попробуем поговорить на очень серьезные темы и со взрослыми и с детьми. Этим спектаклем мы откроем следующий театральный сезон.
– К слову о зрителе. На ваш взгляд, как сегодня складываются взаимоотношения театра и зрителя? Меняются ли они во времени и способен ли современный театр удовлетворить потребности массового зрителя?
Конечно, как и сам театр, так и зритель меняется со временем, соответственно меняются и взаимоотношения. Взаимоотношения обоюдно проникающие. С одной стороны зритель напрямую воздействует на то, что показывают в театре, своими вкусами, предпочтением. Рекламным языком – спрос рождает предложение. С другой стороны театр фокусирует и даже воспитывает вкусы своего зрителя. Для того чтобы удовлетворить потребности массового зрителя театр должен быть разнообразным, разножанровым. И разговаривать со зрителем на одном языке, вести диалог на простые человеческие темы. И лично моё мнение, театр должен быть эмоциональным.
Завершая нашу беседу, мы поинтересовались у режиссера о планах на будущий сезон. Александр Загораев охотно поделился своими задумками. В частности он отметил, что у северского зрителя в будущем сезоне будет возможность познакомиться с режиссерскими работами и других постановщиков.