Задолго до Северска

Поделиться

Чаще человеку проще верить в то, что он реально может увидеть. Например, мы можем увидеть египетские пирамиды. А значит, были и те, кто их соорудил. Но Сибирь – край суровый, и тут бы никакие пирамиды не сохранились. Как не сохранились и те большие города, в которых жили первые поселенцы Томского Приобья. Ведь начиная с эпохи неолита (8-4 тыс. до н. э.) и заканчивая поздним средневековьем (в Западной Сибири с V по XVII в.),  постоянно селились люди. Недаром в Томском Приобье находится целый комплекс археологических памятников.

Большое количество экспонатов, найденных во время археологических раскопок, можно увидеть на постоянных выставках северского городского музея. В декабре этого года музей отметит свое 30-летие. В рамках этого события портал zato-govorim.ru совместно с музеем запускает рубрику “30 экспонатов к 30-летию музея”, в которой расскажет о самых значимых экспонатах музейного фонда.

Первый экспонат, о котором мы расскажем – маленькая каменная скульптура человека, которую археологи назвали «Молящий». Найдена она при раскопках поселения Самусь IV под руководством Е.А. Васильева (экспедиция Музея г. Северска) в 1994 году. А датируется бронзовым веком (XV- XIV вв. до н.э.).

Нашел фигурку “Молящего” лично руководитель той самой экспедиции – Евгений Васильев. И вот какое описание он дает экспонату  в статье “Культура древнейших обитателей низовий Томи” (“По реке времени. Путеводитель к экспозиции”,  Северск, 2004):

“Скульптура обнаружена на самом краю поселения Самусь IV, где её намеренно закопали в положении лицом вниз. Необходимо отметить, что Самусь IV относится к числу наиболее своеобразных археологических памятников Северной Евразии. Его современная интерпретация исходит из модели межплеменного центра, который посещался носителями различных культурных традиций. Культурный слой памятника содержит многочисленные следы обрядовой деятельности, уникальную культовую керамическую посуду и разностильную антропоморфную скульптуру.

Представляемое изображение выполнено из мягкого камня (агальматолита) в технике круглой скульптуры. Небольшая (высота фигурки составляет 6,6 см) статуэтка передаёт образ обнаженного мужчины в характерной позе: на коленях с прижатыми к туловищу руками и согнутой спиной. Детали тщательно проработаны резцом и затем прошлифованы. В древности изделие использовалось как подвеска, о чем свидетельствует специальное отверстие под коленями. Ритуальность позы, а также ощущение мольбы и покорности позволяют назвать эту скульптуру «молящий из Самусь IV».

«Молящий» вышел из-под руки талантливого мастера, возможно не сильно стеснённого традицией. В целом фигура пропорциональна, тело трактуется реалистично. Широкое и низкое лицо посажено на неширокие, опущенные вниз плечи и хорошо проработано: рельефно выделяется короткий, умеренно выступающий нос; глаза узкие или прищуренные; твёрдый подбородок подчёркивается узкими плотно-сжатыми губами. На груди и нижней части живота изображена татуировка, графическая тонкость которой создаёт дополнительный эффект изящества и точности в работе. При всем этом нет уверенности в портретном сходстве, ваятеля скорее интересовала поза изображённого, а не его физиономические характеристики.

Монголоидные черты лица и материал скульптуры (ближайшие месторождения агальматолита известны в Туве и предгорьях Кузнецкого Алатау) свидетельствуют о наличии ощутимого юго-восточного компонента в составе самусьского культурного феномена”.