Александр Загораев: «Худрук – это Данко, отдающий свое сердце театру»
Как быстро, как удивительно быстро пролетел театральный сезон! Казалось бы, совсем недавно нынешний художественный руководитель Северского театра для детей и юношества Александр Загораев приступил к своим обязанностям и делился планами на предстоящий 54-й сезон, и вот пришло время подвести итоги сделанному!
– Александр Сергеевич, когда вы заступили на эту должность, чего больше всего опасались?
– С театром как таковым я связан лет двадцать. Выходил на сцену как актер, ставил спектакли, уже будучи режиссером, а вот, что такое художественное руководство театром представлял слабо. Недостаток информации, опыта всегда страшат. Пожалуй, с этим и были связаны основные опасения. Пройдя «боевое крещение» 54-м сезоном, только-только начал вникать в суть происходящего и понимать, в чем состоят мои основные обязанности. Надеюсь, что со следующего сезона буду справляться с ними уже значительно легче.
– Этот «театральный год» был для театра чрезвычайно насыщенным. Напомните, пожалуйста, какими премьерами он порадовал зрителей?
– Их было пять. Открылся сезон постановкой по пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» (режиссер – А. Загораев). Спектакль вызвал не только положительный зрительский отклик, но и был высоко оценен столичными критиками на областном театральном фестивале «Маска»: исполнительница главной роли – Энн Салливан – Наталья Гитлиц была удостоена победы в номинации «Лучшая женская роль». Совершенно новый опыт работы театра – постановка Татьяной Угрюмовой документальной драмы «Первые», в основе которой судьба Героя социалистического труда, Почетного гражданина ЗАТО Северск и Томской области Петра Георгиевича Пронягина – личности для томской земли легендарной. Появление спектакля стало возможным, благодаря участию театра в конкурсе театральных постановок Слава созидателям», инициированным Госкорпорацией «РОСАТОМ». На мой взгляд, это очень профессиональная и интересная постановка.
Перед Новым годом театр сделал подарок своим маленьким зрителям – кукольный спектакль «Аленький цветочек», который поставила заслуженная артистка России Марина Дюсьметова, а куклы придумал и смастерил новый главный художник театра Владимир Кан.
В репертуаре появилась эксцентрическая комедия известного американского драматурга Кена Людвига «Примадонны» (режиссер – А. Загораев), которая по итогам зрительского голосования была названа лучшим спектаклем этого сезона. Это тоже необычный опыт и хороший тренинг для наших артистов, которые по ходу действия должны были стремительно перевоплощаться из мужчин в женщин и – наоборот, без конца переодеваться, танцевать.
Наконец, под занавес сезона режиссер из Рыбинска Мария Сельчихина поставила изящный и проникновенный спектакль по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Помимо новых постановок, были еще разные проекты, конкурсы. А еще мы «реанимировали» 18 спектаклей, введя на роли 36 актеров. Наверное, это было одним из самых сложных в уходящем сезоне. Несколько артистов по разным причинам покинули театр, поэтому и пришлось в срочном порядке за 3-4 репетиции делать вводы.
– Но в труппу влились и свежие силы…
– Да, ее пополнили очень неплохие актеры! Это Лана Девяшина, которая была занята в трех премьерных спектаклях и блестяще дебютировала в «Сотворившей чудо». Это Павел Кузьмин, сыгравший в премьере «Примадонны» и вошедший во многие старые спектакли.
Между прочим, на закрытии сезона ему единодушно присудили победу в номинации «Лучший ввод». Это Олег Матэрн, также сыгравший в «Примадоннах» и занятый в других спектаклях театра. Наконец, под самый занавес сезона к труппе присоединился еще один артист, ранее служивший в Омском ТЮЗе – Михаил Пономарев, который успел ввестись в несколько постановок для детей. Еще раз повторю, что актеры хорошие, с потенциалом.
Вообще, в целом труппа замечательная, профессиональная, умеющая и главное – желающая работать! Но, к сожалению, она не совсем укомплектована с точки зрения фактурного ряда. Так, нам не хватает возрастных мужчин, без чего многие пьесы классического репертуара просто не расходятся. Не помешали бы и молодые герой и героиня.
– Как-то решаете эту проблему?
– Стараемся. Но, к сожалению, не все зависит от нас. Например, тот же квартирный вопрос, в решении которого приходится рассчитывать только на городскую администрацию. Были бы квартиры – кадровая проблема не стояла бы. Ведь, в соседних регионах есть театральные вузы, которые ежегодно выпускают актеров.
– В качестве худрука приходилось ли снимать какие-то спектакли с репертуара?
– Пока ни одного спектакля не снял, так как этот года был дан для того, чтобы понять театр изнутри. Но, конечно, на примете есть несколько постановок, которые я бы списал. Одни из них устарели с точки зрения декораций, обновление которых подчас дороже постановки новых спектаклей. Есть постановки вроде бы и неплохие, но на них совершенно невозможно продать билеты. Какой смысл сохранять в репертуаре спектакль, на который не идет зритель? И еще одна причина: в некоторых сказках исполнители давно переросли по возрасту своих героев, и это бросается в глаза. Я помню, как во мне все протестовало, когда в детстве, посещая с классом театр, видел на сцене принца и принцессу, которые выглядели далеко не юными… Не хочу, чтобы такие же чувства испытывали и северские дети. Но вопрос о снятии того или иного спектакля, конечно же, будем решать коллегиально – с администрацией театра, актерами.
– Приоткройте планы: что ждет зрителей в следующем сезоне?
– Будущий сезон ожидается тоже насыщенным и для театра, и для Северска,в целом, поскольку он будет юбилейным – 55-м по счету. Откроется очень рано- в начале сентября премьерой спектакля по пьесе современного автора Юрия Клавдиева «Собаки-якудза». Этой постановкой мы хотим привлечь в свои стены молодого, думающего зрителя, сделав спектакль, способный сломить ложные стереотипы подростков по отношению к театральному искусству и сделать так, чтобы посещение театра стало «модным» и востребованным у подрастающего поколения.
После чего приступим к созданию масштабного «полотна» – «Доходное место» по пьесе А.Н. Островского, премьера которого состоится в ноябре. В декабре ребятишек, как обычно, ждет новогодняя сказка (название ее пока держим в тайне!)
– А над чем будете работать после Нового года?
– Бросим все силы на подготовку концертной программы и капустника, приуроченных к юбилею театра. Специально для этого хотим пригласить рыбинского режиссера Марию Сельчихину, уже знакомую северчанам, как постановщик «Барышни-крестьянки». Она нашла общий язык с труппой, а кроме того имеет большой опыт постановки капустных программ.
– На закрытии сезона актеры торжественно преподнесли вам статуэтку «Рука Мастера». Вы ее восприняли как талисман?
– Пожалуй! Надеюсь, она мне в дальнейшем будет помогать. Тем более, у нее такая подвижная кисть, и пальцы, в зависимости от настроения, могут складываться во всевозможные комбинации. А вообще, думаю, что идея этого подарка у актеров возникла во время подготовки к капустнику. Они все придумывали и делали сами, а я , наблюдая со стороны за процессом, как-то в шутку обронил фразу: « Вы работайте, а, когда все будет готово, я потом подкорректирую «рукой мастера». Горжусь ими! Не только подготовили остроумную программу закрытия, но и сумели максимально вовлечь зрителя в нее. Мне кажется, что присутствовавшие там интерактивные моменты пришлись северчанам по вкусу. А зрительница, выигравшая «счастливый билет», была очень и очень довольна!
-Продолжите, пожалуйста, фразу: «Худрук – это…»
-«…Данко, отдающий свое сердце театру!»
– А помните, как у Горького «осторожный человек» поступил с этим сердцем? Он «наступил на гордое сердце ногой, и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло».
– Что ж, участь любого режиссера и худрука вообще в чем-то неблагодарна. И, тем не менее, искры от его дела насовсем не угасают! По крайней мере, хочется в это верить!
автор Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото: Евгения Седельникова,
Анфисы Макаровой