Аспирантка ТГУ создает IT-решения для дронов-курьеров Почты России

Поделиться

 

Аспирантка факультета инновационных технологий Томского госуниверситета Марина Шихман выиграла конкурс “УМНИК – Почта России” по тематическим направлениям, соответствующим сквозным цифровым технологиям национальной программы “Цифровая экономика”. Как сообщает пресс-служба вуза, молодой ученый разрабатывает алгоритмы перемещения беспилотников, позволяющие автономно доставлять грузы согласно заданному маршруту в городской среде за счtт использования систем технического зрения. 

Потенциальными адресатами для доставки посылок с помощью беспилотников являются люди, живущие и работающие в труднодоступных районах, например, нефтяники, газовики. Помимо этого, беспилотники могут доставлять лекарства и другие важные грузы в населённые пункты, которые в межсезонье оказываются отрезанными от “большой земли”.

Как отмечает автор проекта, идея разработки заключается в использовании локальной навигации на основе технического зрения, что позволяет достигать сантиметровой точности позиционирования и повысить надежность системы за счет распознавания препятствий на пути следования БПЛА.

“Алгоритмы перемещения по GPS-координатам, используемые сегодня, не обеспечивают необходимую точность. Кроме того, GPS-датчик может выйти из строя за счет преднамеренного или непреднамеренного отключения/спуфинга сигналов. Нарушения в работе могут также появится за счет особенностей ландшафта, например, высотных зданий. А системы RTK (Real Time Kinematic), используемые для аналогичных целей, обладают высокой стоимостью и имеют ограничения по расстоянию”, – говорит аспирантка ФИТ ТГУ Марина Шихман.

В рамках проекта будут разработаны алгоритмы автономного полета и обнаружения препятствий на пути следования, а также алгоритмы автономной посадки БПЛА на основе системы технического зрения с использованием 3D-камер и инфракрасных маяков.

Предполагается, что на финальном этапе проекта ученый создаст единую программу, позволяющую осуществлять автономные взлет, перемещение и посадку. При этом удастся решить и задачу “последней мили” – доставки груза непосредственно до точки доставки, например, до дома клиента. Сегодня при использовании БПЛА для доставки “последнюю милю” преодолевает курьер-человек.

Программно-алгоритмическое решение, созданное в рамках проекта УМНИК, обеспечит доставку грузов массой до пяти килограммов, посадку с точностью до 20 сантиметров при использовании инфракрасных маяков, обнаружение препятствий на расстоянии не менее пяти метров и точность позиционирования до 50 сантиметров.

Результат работы будет представлен в 2022 году. 

редакция новостей
фото Марины Шихман