“Бойцы невидимого фронта”: художник по свету

Поделиться

11 апреля в Театре куклы и актера “Скоморох” имени Р. Виндермана были подведены итоги конкурса “Бойцы невидимого фронта”. Студенты, школьники и люди взрослые серьезные попробовали себя в роли корреспондентов и фотокорреспондентов и рассказали о людях “закулисья”. Лучшие работы мы, как и обещали, публикуем на портале zato-govorim.ru

«Театр – это профессия души»

Дейкун Кирилл человек фантазии и мастерства. В его генах живет жажда творить что-то новое. Прошел путь от тату-мастера до художника по свету. А его коллеги отзываются о нем не только как о хорошем работнике, но и как о замечательном друге. Мы решили добавить чуть больше света на такого удивительного человека, и вот что у нас получилось…

В чем заключается работа художника по свету?

Все начинается с того, что я в одно время с артистами получаю текст пьесы и уже на его основе него с помощью техники придумываю световой сценарий. Он создается коллективным путем с главным художником, который дает главный мотив. Сам рабочий процесс, придумывание света начинается непосредственно, когда актеры в репетиционном зале выходят на сцену, в этот моменты ты смотришь и примерно складываешь картинки у себя в голове. Потом начинается долгий процесс, составление световой партитуры, создание различных эффектов. Далее «пишем» программу и уже на сцене подгоняем углы, геометрию лучей, чтобы все было красиво, ровно и вовремя.
Сложность заключается в том, что все надо придумывать самому. Вот, к примеру, сейчас на премьеру есть задание сделать месяц-луну, который будет светиться в сумке. А дальше думаешь, как, что и с чем связать.
На столе всегда лежит «портяночка», готовый сценарий, если что-то где-то забыл можно подглянуть, но времени на это очень мало.
Мне приходиться работать с различной аппаратурой, во время гастролей она одна, на домашних спектаклях – другая. Считаю, что справиться можно с любой, все равно всю ее не узнаешь, всегда будут возникать какие-то вопросы. У каждого пульта есть свой программатор. Во время гастролей, если мы чего-то не знаем, то нам ставят знающего человека, который помогает разобраться с конфигурацией пульта. В общем, помогаем друг другу. Вообще взаимопомощь в театральной сфере очень важна, наша работа — это единый организм. Ты должен очень хорошо слышать актеров, чтобы правильно «сыграть» светом, при этом для достижения идеального результата необходимо слушать музыку, чтобы всё срабатывало в нужный момент. Сначала появляется свет, потом звук, – либо наоборот. Мы просто не можем друг без друга.


«Разбитое сердечко»
На экране монитора мы увидели, достаточно много разных строк и символов, но больше всего внимание привлек emoji «разбитое сердечко». Как сказал Кирилл, это значит, что он не подключен к сети и очень расстроен.


С чего она начиналась, ваша театральная карьера?

Сам я из театральной семьи, почти все мои родственники – художниками по свету. Полноценно работать я начал в 2007 году. Конечно же – в театре! Изначально работал машинистом сцены, ставил декорации, прикручивал различные детали, и через 3 месяца меня поставили на место осветителя, потому что театр нуждался в знающем человеке, а у меня это все в генах заложено, в конце концов, семья поможет в любом случае. Никогда в жизни не было желания сменить работу, я уже 12 лет занимаюсь этим делом и ни разу не пожалел. Первые 10 лет работал в драматическом театре, а здесь я уже четвертый сезон. На мой взгляд, работать в кукольных спектаклях гораздо сложнее, я очень долго перестраивался. Здесь и сцена меньше, и оборудования больше, которое нужно расставить всё под правильным углом. Я очень долго привыкал к местным световым решениям. К примеру, у нас есть такое понятие, как черный кабинет, когда у тебя 20 человек на сцене стоят и их не должно быть видно, сразу создается иллюзия, что на сцене только куклы. И по сей день, считаю, что работу осветителя в театре кукол надо изучать отдельно, прямо открывать университет или факультет «черного кабинета» и учить этому мастерству. Потому что это магия, зритель должен быть счастлив, чтобы внутри себя говорил «Вау!». А потом подходят и спрашивают: «А как ты это сделал?» А я просто отвечаю: волшебство! Но так как работа командная, я лишь помогаю своей команде создавать чудо, тут нельзя выделить кого-то одного. В наше время можно за год получить высшее образование по специальности «Художник по свету», а можно просто прийти в театр с горящими глазами и набираться опыта у профессионалов. Мне лично помог опыт, сразу взяли начальником цеха, так как знали, что я хорошо разбираюсь в аппаратуре и в ее обслуживании. Я достиг максимума в очень короткий срок.

Ходят слухи, что художник по свету – это профессия в «тени», согласны вы с этим?

Нельзя сказать, что художник по свету – это работа в «тени». Я каждый день выхожу на сцену, нам не запрещают петь, танцевать, иногда даже в спектаклях участвуем, но только в тех моментах, когда мы можем позволить себе не быть осветителями. Пробовал заниматься на актерских курсах у Александра Федоровича Постникова в театре-школе-студии «Индиго», занимался КВН, и в этот момент понял, что мне как-то хватило. Не люблю, когда на меня кричат и ругаются, а зачастую режиссеры постоянно кричат на актеров. А здесь более спокойнее, делаю все, что от меня требуется. Я так же хорошо рисую, хорошо леплю, пробовал быть тату-мастером, но театр все равно манит меня. Все, что хотел попробовать в своей жизни, я делал своим хобби. Считаю, что если ты хочешь что-то попробовать в своей жизни, то попробуй! Работать надо там, где нравится, чтобы душе было спокойнее. Театр – это профессия души, нетеатральные люди не задерживаются здесь долго.

Изменилась ли публика в театре ха эти 12 лет?

На мой взгляд, за мои годы работы в театре, публика изменилась, кажется, что прошла целая эпоха. Сейчас больше молодежи стало интересовать театром, раньше все были заморочены чем-то: работой, добыванием денег… А сейчас все изменилось и государство стало больше внимания уделять бюджету театра, выделять деньги на новые проекты. К примеру, наш спектакль-проект в парке «Околице», куда приезжают выступать отовсюду. Театр можно сравнить с фокусами, ведь сейчас они куда интереснее, чем в прошлом веке.

Будущее театра?

Своему театру хочу пожелать большую сцену, а мировому… даже не смогу ответить. Театры развиваются с геометрической прогрессией, каждый день может что-то выстрелить. Я бы хотел, чтобы была современная техника, тогда мы сможем ставить более качественные спектакли. Во всяком мы будем стремиться к этому, учиться чему-то новому, ведь учение всегда приятно, а если это дело всей твоей жизни, то с большим удовольствием постигаешь что-то новое.

автор Анастасия Третьякова
фото и дизайн Владиславы Ждановой