Эксперты ТГУ: COVID-19 ускорил цифровую диффузию
На фоне эпидемии коронавируса во всем мире первые месяцы 2020 года характеризуются повсеместным сокращением offline-контактов, собраний, встреч и прочих коллабораций с переносом их в online-пространство. Для цифровых компаний и дистанционных сервисов это время расширения возможностей. Сопротивление в данном случае бесполезно: пандемия выступает драйвером переноса всех межличностных и деловых коммуникаций на цифровые платформы.
Исследователи Института экономики и менеджмента и факультета психологии Томского государственного университета под руководством доктора экономических наук Марины Рыжковой еще в 2019 году приступили к реализации исследовательского проекта, поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и посвященного изучению диффузии (постепенного проникновения, “просачивания”) цифровых инноваций и выявлению факторов цифрового сопротивления среди их потребителей. Сейчас их работа стала как никогда актуальной, отмечает пресс-служба вуза.
“Изначально нашей задачей было изучить феномен сопротивления цифровизации – речь идет о тех случаях, когда люди хотят минимально присутствовать в интернете, – рассказывает Марина Рыжкова. – Но пока что даже такое понятие как сопротивление цифровизации, отсутствует, и прошлый год мы с коллегами потратили на то, чтобы разобраться – что это такое и почему происходит”.
Для этого был проведен пилотный опрос с участием более 200 человек. А в этом году экспертам предстояло исследовать, как сподвигнуть людей к тому, чтобы они начали больше пользоваться цифровыми услугами. И вот тут произошла эта ситуация с карантином, и она сама по себе вынуждает людей входить в цифровое пространство.
Например, образование, как среднее, так и высшее, полностью перенесено в цифровую образовательную среду с использованием различных цифровых форматов и платформ, таких как Zoom, Skype, Moodle, Adobe Connect, Coursera и других. Отдельные преподаватели-консерваторы вынуждены на ходу переучиваться. В сфере развлечений многотысячные массовые мероприятия уступили место быстро организуемым online-выставкам, концертам, конференциям и экскурсиям. Компании по доставке готовой еды потеснили традиционные кафе и рестораны. Фрилансеры заменили усидчивых офисных клерков или клеркам пришлось переквалифицироваться в таковых. По мнению экспертов, происходит настоящая, хотя и не столь заметная цифровая революция, вызванная необходимостью соблюдать социальную дистанцию, но зато предполагающая еще большую близость и сопряженность на основе цифровых платформ.
“По плану нашей работы на год я расписала методы, которые помогли бы вовлечь людей в цифровую среду, – уточняет Марина Рыжкова.– Есть классический инструмент – “мягкое подталкивание”. Второй инструмент – объяснение. Пример – различные уроки цифровой грамотности. И даже когда у терминалов банковские сотрудники помогают клиентам – это тоже пример объяснения как инструмента. И, наконец, третий способ – это “жесткое подталкивание”, административные методы. Вот так произошло, к примеру, с госуслугами – когда сказали, что к некоторым врачам можно записаться только через интернет, и все – у тебя нет другого варианта. Или – на работу ходить нельзя, но работать надо. Вот оно – “жесткое подталкивание” в действии. И теперь каждый, кто во что горазд, приспосабливается к этому. Мы, возможно, скорректируем план своей работы на текущий год и включим в него “жесткое подталкивание” как основную причину роста цифровой диффузии и увеличения цифрового сопротивления.
Конечно, вузы могут помочь жителям, долго время отрицавшим цифровизацию. Они предоставляют свои платформы и прочие сервисы другим образовательным организациям – школам и техникумам, например, свои онлайн-курсы всем желающим… Но как помочь разобраться с материалом в условиях самоизоляции?
По мнению Марии Рыжковой, об этом надо было заботиться заранее. Но кто бы знал заранее, что нужно ходить на обучающие курсы, смотреть вебинары…
“В итоге даже некоторые госучреждения оказались вообще не готовы к работе в режиме онлайн. Соответственно, они до сих пор ездят на работу. Но, справедливости ради, – не все, – подчеркивает Марина Рыжкова.
Исследование выявило очевидную поколенческую неоднородность в отношении принятия цифровых инноваций. Так, молодежь как цифровое поколение открыта цифровым инновациям и новым решениям, проявляет технологический оптимизм и получает информацию о новых инновационных решениях, напрямую используя цифровые платформы: YouTube, Instagram, Twitter. Но не только предпенсионеры и пенсионеры, а и люди среднего возраста далеко не все оказались готовы к переменам.
К слову, в прошлом году при опросе, исследователи специально искали респондентов старше 35 лет, и попадались те, которые принципиально против своего присутствия в Сети. Они даже телефоны себе покупают кнопочные, с которых в интернет не выйти.
“Но работа этого требует. Поэтому они, конечно, используют, например, электронную почту, но в минимальных количествах со стационарных компьютеров. То есть, они не стремятся включиться в цифровую среду, но в случае необходимости довольно быстро могут это освоить. В основном, конечно, “проседает” население 50+. Хотя и тут про всех так не скажешь – есть 70-летние, которые используют ряд цифровых платформ. Это говорит о том, что люди любого возраста способны меняться, – отмечает Марина Рыжкова.
Что касается детей и подростков, не исключено, что есть и среди них те, кто не знаком с “цифрой”. Для Томска и Северска, конечно, это не свойственно, а вот в районах области, где не везде устойчивый интернет, – очень даже может быть. Так образуется “цифровое неравенство”.
Между тем, согласно имеющимся результатам исследования, представители среднего и старшего возраста акцентируют роль семьи как канала диффузии цифровых инноваций, с передачей навыков цифровой грамотности от младших членов семьи к старшим. Сюда же можно отнести тактики семейной цифровой специализации: ведение аккаунтов на различных цифровых платформах различными членами семьи. Стоит выделить еще и обнаруженный в процессе исследования феномен “цифрового иждивенчества” – когда пожилые люди, при формальной аутентификации в сетях, полностью передоверяли ведение своих аккаунтов на различных платформах своим детям/внукам (“цифровым кураторам”).
Пока же безвыходная ситуация перехода к цифровым коммуникациям, с одной стороны, мобилизует людей, помогая с помощью цифровых сервисов осваивать новые возможности, а с другой стороны, требует инфраструктурного обучения и сопровождения. Наше старшее поколение и другие, оказавшиеся незащищенными категории населения сейчас нуждаются не только в волонтерах, разносящих продукты, но и в скорой “цифровой помощи” со стороны “цифровых волонтеров” и платформ, помогающих с помощью виртуального общения разорвать круг одиночества. Дальнейшее изучение феномена диффузии инноваций и факторов его ускорения или замедления позволит быть более подготовленными к таким чрезвычайным ситуациям, как эпидемия коронавируса, и полнее использовать потенциал цифровых коммуникаций для всех категорий населения. К тому же, коронавирус пройдет, а цифровые навыки и сети коммуникаций останутся.
редакция новостей
фото pixabay.com