Гараж – недвижимость или ответственность?
Специалисты северского филиала РИР отвечают на вопросы горожан по поводу отопления гаражных кооперативов.
Почему раньше цена отопления гаражей была относительно небольшой, а в последнее десятилетие существенно возросла?
С 1993 по 2008 годы Северск снабжался теплом из двух источников: северо-западную его часть обогревала ТЭЦ, юго-восточную – Реакторный завод СХК. Конечно, это были сообщающиеся системы (в том числе, были смонтированы дополнительные трубопроводы теплосети и внесены изменения в схему подкачивающих насосных станций). Но главное, что горячая вода с атомных реакторов была побочным продуктом нашего комбината и была достаточно недорогой с точки зрения ее производства: атомные реакторы СХК нужно было постоянно охлаждать, какое-то время СХК даже отапливал один из районов Томска.
Естественно, что и тариф за горячую воду и отопление не был высоким. До 2010 года все тепловые сети принадлежали комбинату, и затраты на их обслуживание составляли лишь малую долю в тарифе на тепло.
Теперь же все затраты на производство горячей воды лежат на одном предприятии – северском филиале РИР, затраты на ее транспортировку – на «Тепловых сетях», за прошедшие двадцать лет ТЭЦ и сетевое хозяйство не помолодели, а тариф естественным образом увеличился. То есть не тепло сейчас стало слишком дорогим, а раньше оно было слишком дешевым, поскольку Сибирский химический комбинат косвенно дотировал его стоимость.
Как РИР начисляет деньги за отопление в гаражах?
Есть два варианта. Если гаражно-строительное производственное объединение (ГСПО) оснащено прибором учета, то по показаниям прибора: сколько потребили тепла – за столько и заплатили., и
Если счетчика нет, количество потребленной тепловой энергии определяется расчетным способом. При заключении договора с тем или иным кооперативом условиями договора оговаривается тепловая нагрузка. Есть специальная формула, по которой, в зависимости от нагрузки и температуры наружного воздуха, рассчитывается объем потребляемого тепла и, соответственно, его стоимость. Плюс рассчитывается плата за теплопотери.
Что такое теплопотери?
Это потери тепла на трубе между магистральной трассой «Тепловых сетей» и собственно зданием гаражно-строительного производственного объединения (ГСПО). Потери рассчитываются в зависимости от длины и диаметра такой трубы, ее теплоизоляции, года прокладки. Если гаражи оборудованы счетчиками, но прибор находится в непосредственной близости от здания ГСПО, то теплопотери тоже рассчитываются. Если же прибор учета расположен непосредственно на месте подключения к магистрали «Тепловых сетей», то начисление происходит по показаниям прибора, дополнительные теплопотери не начисляются.
Как выгоднее платить за отопление – по показаниям прибора учета или расчетным способом?
Платить по счетчику однозначно выгоднее, так как прибор фиксирует фактическое потребление тепловой энергии. При рациональном подходе к теплоизоляции это снижает затраты на отопление. Кроме того, это требование федерального закона № 261, обязывающего всех до 1 января 2019 установить приборы учета. Половина северских ГСПО оборудованы счетчиками, вторая половина – нет. Все зависит от целей, которые ставят перед собой члены гаражного кооператива. Если ваш гараж хорошо теплоизолирован, утеплены дверь и ворота, вам точно выгодней платить по приборам учета, поскольку за счет объективно небольшого количества тепла в вашем гараже будет комфортная температура. Если же надежной теплоизоляции нет, то – экономь не экономь – будет одинаково холодно. Поэтому, решая такую дилемму, нужно прийти к общему решению собственников гаражей, которое бы устраивало большинство. К сожалению, это удается не всегда, ведь в одном и том же ГСПО у собственников могут быть разные планы на использование своих боксов: для одного гараж – просто холодный склад, для другого – место хранения и ремонта автомобиля… В любом случае, только сами собственники гаражей должны решать вопрос о способе оплаты за отопление. К тому же, повторимся, ФЗ-261 их прямо обязал установить приборы учета еще два года назад.
Сколько стоит прибор учета?
В диапазоне от 70 до 150 тысяч рублей. Видимо, поэтому в нашем городе, как правило, приборами оборудованы ГСПО с большим количеством гаражей: чем больше людей покупают прибор вскладчину, тем меньше каждый из них платит за его установку.
Как реагирует РИР, если ГСПО перестает оплачивать получаемую тепловую энергию?
Тепловая энергия – это тот же товар, который уже произведен, отпущен потребителю и использован им. И за него нужно просто заплатить по факту. Если кому-то из них кажется, что плата за отопление слишком высока, можно, как уже говорилось выше, принять коллективное решение о снижении потребления: если гаражи оборудованы прибором учета, то просто уменьшить объем подаваемой горячей воды, если не оборудованы, нужно ставить счетчики, утепляя при этом гараж, устраняя нарушения, допущенные при строительстве.
Если же члены ГСПО перестают оплачивать тепло, то специалисты РИР и здесь готовы пойти им навстречу – предоставить разумную рассрочку платежа. Когда и в этом случае оплаты не следует, то применяются ограничительные меры вплоть до технологического отсоединения гаражей от источника теплоснабжения. Задолженность с каждого должника взыскивается в судебном порядке.
Долги лучше не копить
От тепловых сетей повторно отключен гаражный кооператив «Вокзал 7/1», и теперь владельцев боксов ждет судебное разбирательство
Эта история началась еще весной этого года, когда у собственников кооператива образовалась задолженность, и РИР был вынужден прекратить его теплоснабжение.
В сентябре, к началу отопительного периода, общий долг ГСПО превышал 135 тысяч рублей, поэтому специалисты РИР и «Тепловых сетей» опломбировали запорную арматуру в точке присоединения коммуникаций кооператива к прямой и обратной тепломагистралям. Однако 17 ноября стало известно, что пломбы сорваны и гаражный кооператив «Вокзал 7/1» самовольно бесплатно забирает тепло. 27 ноября сотрудники РИР известили владельцев кооператива о предстоящем отключении. Однако реакции со стороны ГСПО не последовало. 30 ноября специалисты РИР и «Тепловых сетей» в присутствии сотрудников полиции задокументировали данный факт нарушения закона.
Ровно через сутки, так же в присутствии полицейских, запорная арматура вновь была опломбирована. На дверь технологического узла повесили новый замок. Следует отметить, что на конец ноября общий долг кооператива составлял 34 тысячи рублей. Теперь юристы РИР готовят судебные иски в отношении каждого из владельцев гаражей. В результате им придется не только погасить долг, но и оплатить неустойку и судебные издержки. Юристы РИР предполагают, что в итоге сумма, которую должны будут заплатить члены кооператива «Вокзал 7/1», примерно удвоится. И вот вопрос: оно того стоило?
пресс-служба северского филиала АО “РИР”