Гете? Нет, Пушкин!
Считанные дни остаются до премьеры в Северском театре для детей и юношества. 1 и 2 ноября на суд зрителей будет представлен новый спектакль художественного руководителя театра Александра Загораева «Фауст» (маленькие трагедии в двух частях). Проект осуществлен при поддержке Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в рамках Федерального партийного проекта «Культура малой Родины».
Акцентировав внимание на названии, кое-кто, пожалуй, подумает, что ему предстоит увидеть искания одного из самых известных героев великого Гете – Фауста. Ан, нет! И Фауст, и Мефистофель там будут, но спектакль поставлен сразу по нескольким произведениям другого гениального поэта – Александра Сергеевича Пушкина! Это «Сцена из Фауста» и цикл «Маленькие трагедии», куда вошли «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
Режиссер-постановщик объединил их в большое путешествие сквозь время и пространство, заостряя внимание на проблемах вечных, которые волновали и волнуют человечество на протяжении многих эпох.
Зрителям предстоит увидеть спектакль сложный и красивый визуально, наполненный смыслами и заставляющий думать. А приобщение к изумительному пушкинскому языку станет настоящим подарком для почитателей театрального искусства!
Постановка «густонаселенная»: в ней занята практически вся труппа театра, а некоторые актеры играют по несколько ролей.
Уже стало традицией, что Александр Загораев работает с постоянной, проверенной многими постановками командой. И на этот раз он не отступил от своего правила. Среди его сопостановщиков уже знакомые нам сценограф Леонид Пантин ,художник по костюмам Ирина Смирнова, художник по свету Наталия Гара , хореограф Екатерина Авдюшина, композитор Алексей Батраков, педагог по речи Мария Сельчихина.
А вот несколько фактов, связанных с написанием произведений, вошедших в основу спектакля. …
«Сцена из Фауста» была написана А. С. Пушкиным в 1825 году, и в этой сцене Фауст появляется на берегу моря. Поразительно: Гете примерно в то же время возобновивший работу над 2 частью своей трагедии, также выводит Фауста на морской берег, где и разыгрывается финал всей трагедии. Удивляет и другое: и Пушкина, и Гете подтолкнуло к работе одно и то же событие – смерть Байрона. Вспомним, романтизм в литературе близился к завершению. Совпадение? Влияние? Но кто тогда на кого повлиял? Мог ли русский и немецкий поэт знать о работе другого? Позаимствовал ли Гете у русского поэта тему моря или независимо от него пошел параллельным путем? Об этом спорят. Версии существуют разные. Опубликованная в 1828 году пушкинская сцена могла сделаться известной Гете от Жуковского, посетившего Гете в 1827 году, хотя вряд ли бы Гете не отметил это в своем дневнике. Бесспорно то, что оба поэта приступили к работе одновременно. Произведения имеют общую сюжетную ситуацию и сходные по именам действующие лица. Однако изображаемые Пушкиным образы Фауста и Мефистофеля отличаются от одноименных образов Гете.
«Маленькие трагедии», состоящие всего из четырех произведений, являются ярким показателем отношения Пушкина к театру. Это отношение стало значимой культурной вехой, застрявшей в промежуточном состоянии между драматургией и литературой. Заядлый театрал, Пушкин имел глубокие познания в этом искусстве, в сочетании с тонким его пониманием. Веско свидетельствует об этом его статья 1819 года «Мои замечания об русском театре». Парадоксально, что драматургом он был неудачливым. При жизни Пушкина, только одно его произведение – «Моцарт и Сальери» увидело сцену, но, как и последующие постановки, не имело успеха. Но неудачи пушкинского театра кроются в самих произведениях поэта. Их форма, чрезвычайно лаконичная, далекая от традиционных аналогов, явилась русским подмосткам сложно осуществимой. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах» — всё это есть в его пьесах, но передача всей их строгой содержательности и прелести стиха – это труднейшая задача, потому пушкинская драма, в большинстве своем, для нас всё ещё загадка.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото репетиции: Наталья ДЕНИСОВА