Год театральный, год юбилейный!

Поделиться

 

Для Северского театра для детей и юношества 2019 год был вдвойне знаменательным. Он прошел  для него сразу под двумя знаками: Года театра, и 55-летнего юбилея.   

За свою более, чем полувековую историю  Детский театр (так любя называют его в Северске) воспитал не одно поколение зрителей. Это по-настоящему семейный театр, и уникальность его в том, что он целенаправленно работает со всеми категориями зрителей: от детей младшего возраста, подростков до молодежи и людей старшего поколения. В его репертуаре спектакли по лучшим произведениям отечественной и мировой классики, по пьесам современных авторов, представленные в разных жанрах и театральных направлениях.

О том, чем же конкретно запомнился прошедший год и самому театру,  и его зрителям, мы беседуем с директором СТДЮ Ириной Шаповаловой.

– Ирина Ивановна,  отличался ли прошедший год для театра ото всех остальных?

– С одной стороны, нет, ведь, мы продолжали работать, творить, ставить новые спектакли, реализовывать новые проекты, как делали и делаем это всегда. А, с другой стороны, Год Театра и юбилей накладывают особую ответственность — хочешь-не хочешь, а подводишь какие-то промежуточные итоги,  стараешься еще больше удивить и порадовать зрителя, сделать сам театр более уютным и современным. Благодаря вхождению в федеральные программы, в том числе участие в федеральном культурно-образовательном проекте «Театр — детям», в прошлом году нам удалось частично модернизировать техническое оборудование,  заменить кресла в зрительном зале, приобрести автобус, осуществить постановку по русской классике. Ярким и запоминающимся стало празднование 55-летия театра, которое состоялось в конце марта. На праздничном вечере «5 и 5! История продолжается» собрались и зрители, и коллеги из других театров, и представители власти. Очень много  теплых искренних слов, пожеланий, напутствий, признаний в любви услышали мы в свой адрес. Режиссер из Рыбинска Мария Сельчихина (она знакома нашим зрителям по постановке «Барышни-крестьянки») сочинила замечательный сценарий, в котором и шутя и всерьез мы подвели итоги прошедших лет, заглянули в будущее. А изюминкой вечера стал капустник (куда театру без него!) под названием «Они поменялись ролями». Обычно после торжественной и развлекательной  части зрители уходят, а коллектив театра продолжает празднество. Но мы решили, что это неправильно, а потому абсолютно все присутствующие в зале были приглашены на фуршет, где «таланты и поклонники» могли пообщаться в неформальной обстановке.  

– Начало юбилейного сезона ( в конце 2018 года) ознаменовалось сразу несколькими премьерами – «Собаки-якудза», «Приключения в лесу», «Доходное место», «Щелкунчик». А какими спектаклями порадовали зрителей в Год Театра?

Первой премьерой 2019 года, которая пришлась на самое начало весны и очень вдохновила  зрителей (а особенно – зрительниц) стал спектакль Александра Загораева «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома.  Детективный жанр всегда был популярен у театральной публики, тем более сделанный на основе хорошего драматургического материала с лихо закрученным сюжетом.   А в ноябре театр представил на суд зрителей новый спектакль опять же в постановке художественного руководителя театра Александра Загораева, осуществленный при поддержке Всероссийской политической партии «Единая Россия» в рамках Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». Это  «Фауст» (маленькие трагедии в двух частях), поставленный сразу по нескольким произведениям гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Сцена из Фауста» и цикл «Маленькие трагедии», куда вошли «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Режиссер объединил их в большое путешествие сквозь время и пространство, заостряя внимание на проблемах вечных, которые волновали и волнуют человечество на протяжении многих эпох. Зрители увидели спектакль сложный и красивый визуально, наполненный смыслами и заставляющий думать. А приобщение к изумительному пушкинскому языку стало настоящим подарком для почитателей театрального искусства! В добавок ко всему постановка  получилась «густонаселенной»: в ней занята практически вся труппа театра, а некоторые актеры играют даже по несколько ролей. Как всегда, преподнесли новогодний подарок и своим маленьким зрителям. Помимо традиционной интермедии у новогодней елки ребята смогли посмотреть «Приключения Гулливера» по мотивам произведений Джонатана Свифта (режиссер Александр Загораев). Особенность этой постановки в том, что роли в ней исполняют не только актеры, но и куклы, придуманные и сделанные художником и конструктором Владимиром Каном.

– Как известно, помимо выпуска спектаклей ваш театр реализует и множество других проектов, направленных на более тесное взаимодействие со своим зрителем?

– Да, это различные игры, конкурсы, перфомансы и интермедии перед каждой премьерой, новогодними праздниками и открытиями детского и взрослого театрального сезона. Стали уже привычными конкурсы рисунков и поделок для самых маленьких зрителей. А вот ребята постарше соревнуются в написании лучших рецензий и отзывов о просмотренных спектаклях. Например, ученики старших классов  нескольких школ участвовали в написании отзывов о постановке Александра Загораева «Мой бедный Марат». Эта работа продолжилась и в связи с появлением в репертуаре спектакля «Собаки-якудза». Перед премьерой спектакля «Доходное место» подростки и взрослые приняли участие в online-игре в театральной группе «ВКонтакте» на лучшее знание текста пьес А. Островского. Наш театр не только принимает зрителей на своей площадке, но и сам приезжает к ним. Помимо выездных спектаклей в школы и детские сады, у нас есть проект – «КЛАССный театр», авторами которого являются Александр Загораев и актер Михаил Пономарев. Проект позволяет несколько расширить школьную программу по литературе благодаря знакомству  школьников с дополнительными, не включенными в основную программу произведениями тех или иных авторов. Несмотря на то, что это знакомство происходит в школьном классе, оно не напоминает традиционный урок. Михаил Пономарев не только озвучивает выбранное классическое произведение, но и оживляет его посредством театральных приемов. Своеобразный моноспектакль, сопричастность к живому искусству не оставляют школьников равнодушными и пробуждают их интерес к классическому (отечественному и зарубежному) литературному наследию, помогают в написании сочинения или реферата. 

В конце года на базе нашего театра Театр наций в рамках программы «Территория культуры РОСАТОМА» провел целый ряд театрально-образовательных мероприятий. Среди них: мастер- класс по речи для актеров театра (куратор Игорь Бычков); мастер- класс для школьников «Как самому написать пьесу (куратор Юлия Тупикина); лекция «Сторителлинг: каким он бывает» (лектор Юлия Клейман), а также показ работ по итогу лаборатории по сторителлингу ( режиссер Алексей Розин). Участие в них приняли и наши актеры, и артисты из других театров, школьники и студенты.  

В декабре мы впервые в Северске  провели заседание «Драмачай». Это  московский проект Гильдии драматургов России, направленный на популяризацию пьес современных авторов. Из семи присланных нам произведений путем конкурсного отбора была  выбрана пьеса московского автора Александры Фомимной «Как Петюнина против всех была». Добрая, порой смешная, порой грустная пьеса для подростков о «компьютерном» поколении и его ценностях, о взрослении и ломке стереотипов, о том, как важно сохранить свое внутреннее «я».Великолепно написанные диалоги (автор очень точно передает и молодежный сленг, и лексику отдельных профессиональных сообществ, а также максимально индивидуализирует речь своих персонажей), неожиданный (и в какой-то мере парадоксальный!) взгляд на некоторые привычные вещи, ироничность и, конечно же, креатив актерской команды – все это стало одной из составляющей успеха пьесы Александры Фоминой у нас на «Драмачае».  Всего за три репетиции наши актеры Анастасия Осокина, Лилия Грекова, Жанна Морозова, Иван Непомнящий под руководством Олега Матэрна, выступившего в качестве режиссера, смогли создать не просто читку, но полноценный эскиз спектакля. Зрителям очень понравилась такая новая театральная форма, и они просили устраивать «Драмачаи» как можно чаще. Высоко оценил работу наших актеров и присутствующий на читке генеральный директор Гильдии драматургов России Юрий Бутунин. Он искренне порадовался, что его детище в надежных руках и пожелал театру удачи в новом начинании. По традиции актерам – участникам читки были вручены дипломы Гильдии драматургов России, и они официально стали «драмачашечками» и «драмачайниками»! 

– Какие интересные события еще произошли в прошлом году?

– В Год театра актерам и сотрудникам различных цехов и отделов удалось побывать в Новосибирске на Сибирском театральном форуме, где мы встретились с коллегами из других сибирских регионов, приняли участие в семинарах, лабораториях, мастер-классах и дискуссиях, посмотрели спектакли, в том числе и «золотомасочные».  А также наш театр принял участие сразу в двух мероприятиях в рамках программы «Территория культуры Росатома»: Семинаре театральных менеджеров театров ЗАТО и городов присутствия Госкорпорации «Росатом» и Всероссийском форуме школ дополнительного образования в сфере культуры городов Росатома. География и число участников было впечатляющим: 18 городов, 13 регионов, 35 образовательных учреждений, девять театров, два клубных объединения и один театральный центр. Подобные мероприятия регулярно проводятся Госкорпорацией и направлены они прежде всего на повышение квалификации профильных специалистов в сфере культуры, рост их ключевых компетенций, а также на изучение ими новых трендов и освоение передового опыта.  Не менее ценно во время таких встреч и само общение с коллегами, обсуждение общих проблем, обмен опытом, обретение новых контактов, появление совместных проектов. Надо отдать должное принимающей стороне, что все было организовано на высшем уровне! 

В конце года  сотрудники нашего театра получили возможность повысить свою квалификацию в Москве. Так, главный администратор Инна Непомнящая  прошла обучение в Российском академическом молодежном театре, где при поддержке Минкульта России в рамках программы методической поддержки российских театров юного зрителя состоялся VI Всероссийский  семинар по работе со зрителями. Основными темами семинара были «Театр-школе» и «Новые формы работы со зрителями в театре». А заведующий постановочной частью театра Игорь Анодин принял участие в 7-й сессии проекта  по повышению квалификации технических работников театров «Театральное ПТУ», которую традиционно организует СТД России и Театральный центр СТД «На Страстном». Из 200 поданных на участие в проекте заявок модераторами было отобрано лишь 22, в том числе и нашего театра.  В течение недели технические директора и завпосты участвовали в интенсивных практических занятиях, которые провели ведущие специалисты в области света, звука, сценографии, мультимедийных технологий.

Вообще, прошедший год был успешным во многом! Наш актер Олег Матэрн стал победителем Сибири  (!) Чемпионата по чтению вслух на русском языке «Открой рот» и в июне выступил в числе финалистов на Красной площади в Москве. Участникам предстояло покорить зрителей и техникой исполнения, и артистизмом. Они читали со сцены тексты, которые видели впервые. Олег блестяще справился с этой задачей!

Запомнилось и официальное закрытие Года Театра в Томском областном театре драмы, когда среди  самых преданных театральному искусству людей были названы и имена наших актеров Анатолия Кудрявцева, Ивана Непомнящего и главного администратора Инны Непомнящей. Они были удостоены Благодарности Департамента по культуре Томской области.

– Весьма богатой оказалась и фестивальная жизнь театра…

– Да, мы много где побывали.   Так, со спектаклем Александра Загораева «Доходное место»   в конце сентября мы побывали на XVII Международном фестивале «Дни Островского в Костроме». Поездка стала возможна благодаря участию театра в программе «Территория культуры Госкорпорации Росатом» и спонсорской помощи. 

Наш спектакль, который очень тепло встретили зрители, завершал фестиваль.  После показа к нам с Александром Сергеевичем подошли представители Министерства культуры Дагестана (в эти дни помимо театрального фестиваля в Костроме проходили Дни культуры Республики Дагестан), поблагодарили за спектакль и предложили нашему театру приехать с ним на гастроли в Махачкалу. Так что не исключено, что «Доходное место» и другие наши спектакли увидят и дагестанские зрители! 

В ноябре побывали в городе Тара Омской области на фестивале «СОТОВАРИЩИ» со спектаклем «Сотворившая чудо». Домой увезли не только бурные аплодисменты зрителей, яркие впечатления и напутствия критиков, но и  Диплом «Специальный приз жюри», которым были награждены две главные исполнительницы спектакля Наталья Гитлиц и Лана Девяшина. Потом театр принял участие в V Международном фестивале спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот», который проходил в Северске и в Томске. Спектакль Александра Загораева «Собаки-якудза» был удостоен победы в номинации  «За лучший актерский ансамбль». А чуть позднее, на XIV Томском областном театральном фестивале «Маска» актер нашего театра Денис Иванищев получил специальный приз жюри за роль Гуана в спектакле «Фауст». 

Так что событий — ярких, запоминающихся, значимых — в прошлом году в нашем театре было немало. Думаю, что и в наступившем – 2020-м — их будет не меньше!

 

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото из архива театра