Инфраструктура горячей воды
Что будет с теплом и горячей водой? Как прошел отопительный сезон? Чего нам ждать в ближайшей и удаленной перспективе? Какие процессы происходят сейчас на ТЭЦ – тепловом сердце нашего города, и почему “ОТЭК” переименовали в “РИР”? С разговора о главных событиях на станции мы и начали с исполняющим обязанности директора северского филиала АО “Русатом инфраструктурные решения” (до недавнего времени – АО “ОТЭК”) Андреем Воробьевым:
– Самое главное событие последних месяцев – наша компания при поддержке Росатома попала в программу модернизации в рамках ДПМ, благодаря чему в ближайшие пять лет ТЭЦ пройдет техническое перевооружение. Взамен двух турбоагрегатов, отработавших на станции уже более 65 лет, будут смонтированы и введены в эксплуатацию два новых, вторую жизнь получат и 10 котлоагрегатов второй очереди, будут проведены и другие работы. В результате к 2025 году у Северска будет компактизированная, модернизированная, а главное – более экономичная ТЭЦ, а, следовательно, это гарантия энергетической безопасности города.
Эти работы уже начались: заключен договор с компанией, которая начала готовить проектную документацию предстоящей модернизации, уже демонтирована одна из подлежащих замене турбин. Сейчас специалисты исследуют ее фундамент и определяют, какие работы необходимо выполнить для установки на нем новой турбины.
– Почему ОТЭК переименовали в РИР и как это отразится на потребителях?
– На потребителях это не отразится вообще никак. А переименование связано с существенным расширением деятельности ОТЭК, созданием и развитием новых бизнес-направлений компании. Процитирую здесь слова генерального директора АО “Русатом Инфраструктурные решения” Ксении Анатольевны Сухотиной: “«По сути, данным решением мы юридически фиксируем те глубокие изменения, которые проведены в компании в последние годы. Сегодня мы один из ключевых дивизионов Росатома и развиваем сразу несколько бизнес-направлений: теплоэнергетика, цифровые технологии, проекты в ЖКХ и водоподготовка. Каждый из новых бизнесов уже наполнен реальной практической работой, как в атомных городах, так и в других муниципалитетах”.
– Как вы оцениваете итоги отопительного сезона?
– В целом он прошел штатно, станция поставляла тепло в город в соответствии с температурным графиком, утвержденным главой администрации Северска. Единственное, что огорчает: при том, что большинство управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома города, сработали хорошо, были и досадные исключения: некоторые северчане жаловались, что им холодно, другие, – что им слишком жарко. Я хочу напомнить, что наша задача – не только подать в город горячую воду в соответствии с температурным графиком. Мы, как единая теплоснабжающая организация, подходим к вопросу теплоснабжения конечного потребителя шире. Стараемся наладить взаимодействие с управляющими компаниями города. Не все, конечно, получается, как хотелось бы, но в целом динамика положительная. Наша общая задача с «Тепловыми сетями» и управляющими компаниями – создать жителям комфортные условия. Если на источнике, сетях снаружи и внутри дома не останется проблем, эта задача будет выполнена. В целом теплоснабжение и жилищно-коммунальное хозяйство города меняется в лучшую сторону. Управляющие компании стали работать более ответственно. Есть исключения, но в целом – так. Изменились и жители – с каждым годом они более требовательно спрашивают с нас, и это нормально, растет конкуренция на рынке услуг управляющих организаций.
– Можно ли как-то визуализировать работу станции во время отопительного сезона? Может в каких-то цифрах. Просто чтобы наши читатели могли наглядно представлять за счет чего в их домах горячие батареи.
– Ну мы, например, переработали 555 тысяч тонн угля и 87,223 млн кубометров газа. Если железнодорожные вагоны с этим углем сцепить в один состав, то его длина превысит 120 км. А этим газом можно было надуть воздушный шар высотой в девять шестнадцатиэтажных домов, как наш “трилистник” на Коммунистическом. Еще пример: за отопительный период мы подогрели и отправили на отопление городских районов более 36 млн тонн горячей воды. Этого объема воды хватило бы, чтобы по 4 раза заполнить все ванны во всех квартирах всех домов России. А если говорить о количестве тепла, которое выработала ТЭЦ, то этих гигакалорий хватило бы, чтобы зимой вскипятить реку Томь на всем протяжении от Северска до Самуськов.
– Насколько исправно горожане платят за тепло и горячую воду?
– Долги есть, и они продолжают накапливаться. Особенно мы зафиксировали снижение уровня оплаты коммунальных услуг в апреле и мае, что связываем в первую очередь с влиянием коронавирусной инфекции в целом на экономику всей страны. Всего с января этого года жители не доплатили нам более 50 миллионов рублей. А с учетом прошлых лет общий долг населения составляет 212 миллионов. Этой суммы хватило бы нам на капитальный ремонт трех котлов с заменой поверхностей нагрева и двух турбин, включая покупку всех необходимых запчастей, – то есть практически на все масштабные ремонтные работы, запланированные на северской ТЭЦ в 2020 году.
Хочу также напомнить, что в разгар распространения коронавирусной инфекции на федеральном уровне отменили до конца текущего года начисление пени за просрочку платежей по жилищном-коммунальным услугам. Но это касается только задолженности, возникшей с 6 апреля 2020 года. Такие меры призваны защитить тех, кто испытывает проблемы с дистанционной оплатой, и не освобождают от обязанности уплаты основного долга. Мы с пониманием относимся к этой проблеме и всегда готовы пойти навстречу тем жителям, которые по объективным причинам нарастили задолженность за коммунальные услуги. Проводим акции по отмене пеней и списываем пени в случае оплаты всего долга. В любом случае, мы готовы индивидуально решать с жителем проблему оплаты существующей задолженности.
– В мае было отключение горячей воды. Зачем ее вообще отключают?
– Майское отключение горячего водоснабжения, главным образом, вызвано потребностями предприятия “Тепловые сети”, которое доставляет горячую воду от ТЭЦ до домов горожан. Специалисты этого предприятия после окончания отопительного сезона должны выявить “тонкие места” на сетях и за лето успеть провести ремонты, чтобы впоследствии, следующей зимой, не было аварий и внезапных порывов. Для этого мы проводим гидравлические испытания, так называемую “опрессовку”: сначала управляющие компании перекрывают запорную аппаратуру в дома, а потом мы с ТЭЦ подаем воду в город под давлением на четверть выше рабочего. Каждый год после таких майских “опрессовок” на городских сетях происходило от 60-и до 70-и порывов, которые “Тепловым сетям” приходится устранять. Сейчас – в разы меньше. Нас часто спрашивают: почему на “опрессовку” уходит целых четыре дня? Да потому, что два первых дня уходит на подготовку: в частности, наши специалисты должны убедиться, что все дома отключены от сетей, поскольку если этого не сделать, вода под повышенным давлением порвет коммуникации внутри дома. В этом году, например, одна из управляющих компаний забыла отключить от сетей два многоквартирных дома, благо, что наши специалисты это вовремя зафиксировали и предотвратили ЧП общедомового масштаба.
– А летом горячая вода отключается, чтобы прошли ремонты уже на ТЭЦ? Почему, кстати, раньше летом воду отключали по три раза на два дня, а сейчас один раз, но на десять дней?
– Да, для станции летние ремонты, “опрессовка”, – это одно из ключевых условий надежного теплоснабжения во время отопительного сезона. Вместе с тем, перед началом работ необходимо потратить время и ресурсы на подготовку: перекрыть коммуникации, слить тысячи тонн воды, остудить разогретое оборудование и трубы. Вся эта подготовка занимает, как минимум, 12 часов. И если раньше горячую воду отключали на двое суток, то, собственно, на ремонт оставалась всего полтора дня, иногда даже меньше. И так – три раза за лето. В сумме, за три летних отключения, выходило, что мы полтора суток готовимся к ремонту, а на сам ремонт оставалось чуть больше четырех суток, чего явно не хватало даже при работе в три смены. Теперь, отключая горячую воду сразу на неделю, мы всего раз тратим время и ресурсы на подготовку к ремонту (слив воды из системы, охлаждение агрегатов) и получаем больше времени для собственно ремонтов. Производительность труда выше, так мы успеваем провести все необходимые работы, чтобы обеспечить город горячей водой и теплом в течение года.
Таким образом, в течение недели мы успеваем провести необходимые ежегодные ремонты на оборудовании бойлерной установки в период ее отключения, а “Тепловые сети” ведут интенсивную работу по ремонту городских коммуникаций. Затем еще три дня уходят на “опрессовку”, которая позволяет убедиться, что все сети в порядке и Северск готов к новому отопительному сезону.
– Сейчас вы уже начали подготовку к новому отопительному сезону. Есть ли у этого этапа вашей работы какие-то особенности?
– Конечно. Ведь мы фактически выполняем три параллельные задачи. Ведем работы по техническому перевооружению станции и осуществляем привычную операционную деятельность – производим горячую воду, пар, электроэнергию. При этом, чтобы ТЭЦ благополучно проработала ближайшие пять лет до завершения процесса модернизации, мы проводим капитальный ремонт оборудования, которое будет задействовано еще до 2025 года: уже начали капитальный ремонт седьмого турбоагрегата с заменой лопаток ротора и восстановлением проточной части, начался и капремонт первой турбины, которая работает с 1953 года, капремонт трех котлоагрегатов с заменой поверхностей нагрева…
И я уверен: наш коллектив справится с поставленными задачами, город будет обеспечен горячей водой и теплом.
Интервью: Ринат Мифтахов,
Фото автора