Из Томска в Челябинск и наоборот
Проведя столь масштабный фестиваль, как «Сказочный балаганчик «Скомороха», Томский областной театр куклы и актера «Скоморох», тем не менее, не позволил себе отдохнуть и расслабиться, а с новыми силами взялся за очередные проекты. Сентябрь для него оказался не менее насыщенным, чем август. Событие следовало за событием. Так, директор театра Лариса Отмахова и главный режиссер Сергей Иванников побывали в Рязани, где прошел фестиваль «Рязанские смотрины», а также состоялась Отчетно-перевыборная конференция Российского центра Международного союза деятелей театра кукол UNIMA. Конференция – это высший руководящий орган национального центра UNIMA. Ее заседание проходит раз в 4 года и уже по традиции много лет проводится в рамках «Рязанских смотрин» на площадке Рязанского театра кукол. Лариса Отмахова, которая вот уже на протяжении 20 лет является координатором объединения театров кукол в рамках Сибирского Соглашения, была избрана в Совет UNIMA. Всего же в Совет вошло 7 человек.
-UNIMA – организация, которая действительно многое делает для организации и развития театров кукол. В разное время в России ее возглавляли такие мэтры, как Сергей Образцов, Валерий Вольховский, Валерий Шадский. Сегодня во главе организации стоит директор Ивановского театра кукол Елена Иванова, – рассказывает Лариса Отмахова. – К нам прислушиваются, и многие решения, которые сегодня принимает власть в отношении театров, были частично инициированы UNIMA совместно с СТД России.
В конце сентября «Скоморох» принял участие в «Больших гастролях» – в рамках Общероссийской программы гастролей театров, направленной на формирование общего культурного пространства России, расширение рамок творческого сотрудничества и привлечения новой зрительской аудитории. В этом федеральном проекте театр принимает участие уже в третий раз. Со своими спектаклями он побывал в Перми, в прошлом году провел обменные гастроли с Ивановским театром кукол, а на днях приехал из Челябинска, где на сцене Челябинского областного театра кукол им. В. Вольховского показал три лучших своих спектакля для детей – «Федорино горе» по сказке К. Чуковского ( из цикла «Бабушкины сказки»), «Откуда берутся сказки» А. Богачевой и интерактивную постановку «Путешествие с куклами».
Томский театр очень ждали в Челябинске. Прежде всего, зрители, которые видели его постановки несколько лет назад на гастролях и на фестивале «Соломенный жаворонок» и, конечно же, запомнили его особую эстетику и высокую театральную культуру. Среди них оказались настоящие фанаты «Скомороха», как, например, челябинец Александр Панфилов, который купил билеты на все спектакли, а после его просмотра произнес много приятных слов руководителям театра и актерам и написал о своих впечатлениях в соцсетях.
Вот небольшая цитата из его отзыва о сказке «Федорином горе»: «О том, как тяжела и неказиста жизнь одинокого пенсионера, весело и под музыку нам поведали наши гости из Театра куклы и актера «Скоморох», приехавшие в Челябинск в рамках “Больших гастролей”. Спектакль “Федорино горе” по бессмертному произведению Корнея Чуковского предназначено, в первую очередь, конечно, детям. От трёх лет. Но, разумеется, не забыты и их родители (и родители родителей…). Данная постановка входит в цикл “Бабушкиных сказок”, который в родных стенах играется в очень камерной обстановке “Театра на подушках”. Так что уральская сцена оказалась для неё немного “великовата”. Поэтому самые юные зрители не всегда были вовлечены в повествование. Зато взрослый зритель “на раз” считывал все режиссёрские задумки (постановщик – Сергей Иванников).
Поэтому сказка плавно перетекает из разряда “для детей” в “для семейного просмотра”.
После спектакля и Сергей Валерьевич (главный режиссёр и художник), и Лариса Юрьевна Отмахова (директор театра) уделили мне несколько минут и ответили на все мои вопросы. В это время к нам подходили и другие зрители-родители со своим детьми и высказывали томичам своё восхищение увиденным. Конечно, в основном, говорили взрослые, дети больше смущались… Так что и я скажу пару слов от имени взрослой половины (с учётом мнения внутреннего ребёнка). Во-первых, выбор “исходного материала”. Во времена моего пионерского детства у нас проходили конкурсы инсценированной песни. И, во многом, успех зависел от удачного выбора этой самой песни. Так и здесь: “Федорино горе” само просится на сцену! И несложный для ребёнка сюжет, и лёгкий стихотворный слог классика, и широкое поле для “манёвра” постановщика. Во-вторых, мне (нам) понравился оригинальный музыкально-танцевально-песенный подход к сценической реализации христоматийного произведения. Свежо, легко, ярко, весело… БРАВО!»
С нетерпением ждал приезда томичей и сам Челябинский областной театр кукол им. В. Вольховского. Дело в том, что в истории двух театров есть несколько объединяющих моментов. Это и знаменитая уральская школа, к созданию которой были причастны оба Мастера — Роман Виндерман и Валерий Вольховский. И то, что после смерти Романа Михайловича Валерий Аркадьевич протянул руку помощи «Скомороху» и два года вплоть до своей кончины осуществлял художественное руководство театром, поставил два потрясающих спектакля – «Человек из Ламанчи « Д. Вассермана по мотивам романа М. де Сервантеса «Дон Кихот» и «Левша» по Н. Лескову. Много лет назад с этими спектаклями томский театр приезжал в Челябинск.
Актеры «Скомороха» признались, что чувствовали себя в стенах челябинского театра совсем как дома. Их окружили заботой, вниманием, старались помочь во всем.
–Несмотря на то, что и проживание, и питание были хорошо налажены, коллеги- «вольховцы» все время старались нас «подкормить», – рассказывает актриса «Скомороха» Наталья Павленко. – Несли из дома домашние пирожки, варенья-соленья. Не забывали и о пище «духовной»: позаботились о нашем досуге, благодаря чему удалось и в музее побывать, и в боулинг сходить, и познакомиться с городом поближе. Даже атмосфера в наших театрах похожа: командный дух и нацеленность на общее дело. Так что мы от души благодарим челябинский театр за радушный прием, а зрителей — за эмоции и аплодисменты!
В конце октября ожидается обратный визит Челябинского театра кукол им. В. Вольховского в Томск. Его гастроли на сцене театра «Скоморох» начнутся показом знаменитого спектакля «Аистенок и пугало», который в 1984 году поставил сам Валерий Вольховский. Это один из старейших спектаклей в репертуаре театра, трогательная история о любви и преданности, о дружбе Аистенка с подбитым крылом и его друга Пугало. Его посмотрело уже несколько поколений челябинцев, и зрительский интерес к спектаклю не угасает.
Еще одна сказка, которую представят маленьким томичам, это «Новый Робин-Бобин» в постановке Александра Борока. Это не тот обжора Робин-Бобин — герой английского стишка, который переводили в свое время Корней Чуковский и Самуил Маршак. Историю про внука Робина-Бобина, который любит не только вкусно поесть, но обожает путешествия, сочинила челябинская писательница Ася Горская.
Завершатся гастроли «Мечтой маленького Ослика» (режиссер Михаил Яремчук) – спектаклем о герое, который готов все отдать, чтобы стать… яркой порхающей бабочкой! В поисках мечты Ослик покидает дом, и на его пути встречаются разные персонажи, помогающие малышу многое переосмыслить…
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото из архива театра