На Томской земле прошел Международный конкурс «Белорусской ляльки»

Поделиться

 

Белорусская речь и костюмы, белорусские песни и танцы – переступаешь порог и как будто оказываешься за тысячи километров в далекой географически и близкой по духу Беларуси. А она является исторической родиной для многих жителей Томской области, чьи предки вольно (во время столыпинской реформы) и невольно (в годы сталинских репрессий) оказались на сибирской земле.

Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия белорусов в Томской области» делает все, чтобы сибирские белорусы не забывали свои традиции, свой язык и свою культуру.

Не случайно, руководитель автономии Любовь Адаскевич была отмечена многочисленными наградами Республики Беларусь и даже такой престижной, как Орден Франциска Скорины, которым награждают в том числе за значительные заслуги в области культурно-просветительной деятельности и пропаганды культурного наследия белорусского народа.

Мероприятия, проводимые региональной организацией, собирают, как правило, очень много народа. Сюда приходят и этнические белорусы, и те, кто просто интересуется историей и культурой Беларуси.

Вот и 16 ноября автономия пригласила всех на «Свята беларускай лялькі» («Праздник белорусской куклы»), который в Республике Беларусь стали официально отмечать в этот день, начиная с 2010 года.

Вообще же история этого праздника идет из глубины веков. Он традиционно сопровождался гуляньями, песнями, застольями. И, конечно же – выбором самой искусной мастерицы.

Белорусы Томска не остались в стороне от этого замечательного праздника. С 15 октября по 16 ноября на Томской земле проходил I Международный конкурс «Белорусская лялька», учредителями и организаторами которого стали автономия белорусов Томской области и Дом детства и юношества «Факел» при поддержке Республиканского центра народной культуры Республики Беларусь и Комитета по местному самоуправлению г. Томска.

На конкурс было представлено более 50 работ ребят из школ и домов детского творчества Томской, Самарской областей и Республики Казахстан.

Причем, среди участников (и победителей!) были не только девочки, но и мальчики. А это лишний раз доказывает, что изготовление кукол настолько увлекательно и интересно, что равнодушным никого не оставит! Не зря же наши предки подходили к нему так серьезно и вкладывали в него глубокий смысл.

Прежде, чем приступить к работе, ребятам вместе с педагогами и родителями пришлось порыться в интернете, чтобы найти информацию об истории, традициях, видах различных белорусских кукол. Кто-то даже консультировался со своими родственниками из Беларуси.

Да и сам процесс создания вроде бы простых на вид кукол оказался на самом деле не таким уж и легким. Зато сколько нового узнали ребята (да, и взрослые тоже!).

Например, то, что делая туловище куклы, наши предки никогда не пользовались иглой – все приматывали, привязывали. Иглу же брали в руки лишь тогда, когда начинали украшать и наряжать куклу. Ткань старались не резать, а рвать. Потому-то иногда и называли кукол «рванки». Кукла должна была быть крестоообразной и ни в коем случае не напоминать человека реального.

Куклы-обереги обязательно делались с добрыми, светлыми мыслями – только тогда они были способны защитить человека от злых сил и принять на себя болезни и несчастья.

Непосредственно перед рождением ребенка будущая мать непременно мастерила «куклу-пеленашку». К работе приступал с молитвой, с хорошими мыслями о будущем дитя, а ткани для куклы использовала «родные» – от рубахи отца или деда, от сарафана матери или бабушки. Считалось, что это хранит родовую и генетическую память.

Для того, чтобы воздух в избе был чистый и целебный, а сон крепкий и спокойный, мастерили «кубышку-травницу», юбку-мешочек которой набивали душистыми, успокаивающими травами.

С наступлением весны девушки делали и дарили друг другу кукол-веснянок с яркими разноцветными волосами. Считалось, что такие куклы сохраняли молодость и красоту.

После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую крупу нового урожая и помещали ее в полотняный мешочек – туловище куклы – «крупенички». Хранили куклу на почетном месте рядом с иконами в

красном углу избы. Считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным, урожайным и достаточным.

Кукла – «неразлучники» дарилась во время свадебного обряда и олицетворяла символ долгого и прочного брака. Девушка и юноша в ней были соединены общей рукой, означающей, что они всю жизнь пройдут рука об руку и никогда не расстанутся.

И это только несколько видов обереговых кукол. На самом деле их множество, и с каждой связана своя традиция и свой обряд.

Помимо видеопрезентации, рассказывающей о традициях белорусской куклы, на празднике ребятишек и взрослых ждало еще много интересного.

Они поучаствовали в мастер –классе по изготовлению куклы-закладки в национальном белорусском костюме.

Послушали белорусские песни и стихи в исполнении артистов дома детского творчества «Факел», учились танцевать белорусские танцы…

Самым же волнующим событием праздника стало награждение победителей, которым были вручены дипломы, подарки и сладкие гостинцы от спонсоров.

А хозяйка праздника, председатель автономии Любовь Адаскевич получила награду из самой Беларуси – Благодарственное письмо от республиканского Министерства культуры!

Конечно же не обошлось и без свойственного белорусам хлебосольства. Вкус пирожков и драников гости оценили по достоинству!

 

Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Владимира БОБРЕЦОВА