Народная мудрость от Параскевы. Передний угол.
В экспозиции музея «По реке времени» представлен макет русской срубной избы, в которой обязательно был передний угол – самое почетное место, которое называли ещё красный угол, святой угол.
Располагался он и в Сибири по северно-среднерусской традиции в углу у фасадной стены, справа или слева, но всегда по диагонали от печи. Как показано в экспозиции, там размещалась не только полочка – божничка с иконами, вербными веточками, украшенная вышитым полотенцем, но и стоял большой обеденный стол, который называли не иначе как «стол – престол Божий». На стол нельзя было класть посторонние вещи, например, шапку или платок, иначе, как говорили, голова будет болеть. По столу нельзя было стучать ложками или, например, разбивать яйцо. Надо было яйцом постучать о край чашки, или разбить его ложкой. За столом нельзя было болтать ногами или сгребать крошки голой ладонью. Запретов было много, так как стол был податель пищи, а значит и жизни. Не зря говорили: «Хлеб на стол, так и стол – престол, хлеба ни куска, так и стол доска».
Стол по старинным традициям обязательно застилали узорной домотканой или вышитой скатертью, которые, как и вышитые полотенца, одежду изготавливали девушки себе в приданое перед выходом замуж по десятку и более штук, чтобы сундук был полный. Рассаживались за столом, после прочтения молитвы, в определенном порядке. Во главе стола, под образами, сидел хозяин дома, на встроенной лавке около него – сыновьями по старшинству, от старшего до младшего, на приставной лавочке – дочери. Ведь дочери были гостьюшками в доме отца, им предстояло выйти замуж в другую семью, нередко в другую деревню. А хозяйка подавала на стол по поговорке «что есть в печи – на стол мечи», присаживалась сбоку, так как считалась, что «стряпка с пальцев сыта». Ели из одной чашки, только у каждого ложка была своя. Первым начинал есть отец, за ним старший сын и далее по порядку. Женщине в переднем углу по старинным поверьям только три раза в жизни доводилось бывать почетной гостьей: когда её младенцем клали на лавку под образа перед тем как нести крестить в церковь. Затем невестой с женихом сидела на почетном месте в переднем углу. Ну и когда провожали в последний путь, клали в передний угол перед выносом гроба. Так и было по жизни – «Бабе дорога от печи до порога». Зато место у печи – куть издавна считалась женским центром жизни в избе. Там она была полной хозяйкой и даже волшебницей, но об этом расскажем в следующий раз.
автор П.Е. Бардина,
этнограф, старший научный сотрудник
Музея г. Северск, кандидат исторических наук