Народная мудрость от Параскевы. Русская изба

Поделиться

В экспозиции «По реке времени» Музея г. Северска  внимание любого посетителя, наверняка, привлечет макет русской избы со старинной утварью и орудиями труда – передний угол с иконами и столом, на котором стоит самовар и другая посуда. У печи можно увидеть не только старинные горшки, чугун, ухват, ступу и прочие необходимые в хозяйстве предметы быта, но и петушка с курицей, которых раньше зимой держали в избе под печью или в специальной загородке у печи. Все эти вещи еще сто лет назад были в каждой русской избе, а сейчас о них можно только в сказках прочитать и увидеть в музее. На каждом крестьянском подворье были орудия труда, которые отражали основные направления хозяйства русских сибиряков. В нашей экспозиции – это старинные орудия земледелия и обработки зерна (соха-косуля, ручные жернова, серп, сельница и др.), деревянные вилы для заготовки сена, орудия по обработке дерева (топор, рубанки, пилы), а также орудия  кузнечного, бондарного промыслов и женских рукоделий.

Но не все посетители знают, что многие предметы быта раньше выполняли не только утилитарные функции, но и имели важное обрядовое значение. Даже сама изба, срубленная из сосновых бревен, а первый ряд из крепкой  лиственницы, как музей или архив хранит древние традиции в названии своих частей, в тысячелетней технике строительства и в древних поверьях. Бревна в срубе, как и сотни лет назад, соединяли с помощью углублений, вырубленных на концах каждого бревна – рубка «в угол» или в «чашу», и строили без использования гвоздей. Даже доски для крыши вытесывали с помощью топора, поэтому они и назывались «тёс».

В старину люди не знали о геопатогенных зонах, но по опыту предков стремились выбрать для строительства дома хорошее, «счастливое»  место, например, можно было строиться на том месте, где ложатся отдыхать коровы, овцы или лошади, так как животные обладают особым чутьем и выбирают для отдыха благоприятное место. Вероятно, этим чутьем обладали и некоторые люди, в частности лозоходцы, которые с помощью согнутой ветки определяли хорошее место. Никогда не строили дома на бывшем кладбище или на дороге, старой тропинке. Диагноз, что «дом не на месте стоит»,  был основным при каких-либо неблагополучиях в новом доме. Бывало, и переносили дом на 1-2 метра в сторону и жизнь налаживалась. Избегали строить дома из осины, так она считалась «проклятым деревом», на котором повесился Иуда, и поэтому её листья трясутся даже без ветра, а осенью окрашиваются в красный цвет. Зато из осины строили бани, в которых, как известно, не только мылись, но и лечились.

При строительстве ограды старики следили, чтобы ненароком не поставили столбы вверх комлем, а только так надо было ставить, как дерево растет в природе – вверх сучками. Иначе в доме жизнь не заладится. Если случались какие-либо  бедствия, то шли и проверяли все колья и столбы, а найдя, переворачивали, как положено в природе. Наши предки не знали слова «экология», но стремились жить в ладу с окружающим миром. Особые ритуальные функции в избе выполняли передний угол, бабий кут – угол у печи, и порог, но об этом в следующий раз.

автор П.Е. Бардина,
этнограф, старший научный сотрудник
Музея г. Северск, кандидат исторических наук