О разнице восприятия, режиссерских сомнениях и будущей премьере
Совсем немного времени остается до окончания очередного сезона в Северском театре для детей и юношества. Идут завершающие показы спектаклей, корректируются планы на будущее и …кипит работа над новой постановкой, премьера которой ожидается в октябре.
Во время перерыва между репетициями я попросила художественного руководителя театра Александра Загораева подвести итоги сезона уходящего и рассказать, над чем он работает сейчас.
-Александр Сергеевич, вот уже два года минуло, как вы вступили в должность художественного руководителя. Первый сезон, по вашему собственному признанию, был довольно сложным: во многое приходилось вникать, что-то переделывать, от чего-то отказываться, постоянно сталкиваться с какими-то препятствиями. Что скажете о втором? Легче было работать?
-И да, и нет. С одной стороны, появился какой-никакой опыт, я лучше узнал театр изнутри. С другой стороны, 55-й сезон был юбилейным, и кроме текущей работы, выпуска новых спектаклей все силы были брошены на подготовку к главному событию – юбилею. Мне кажется, мы подошли к нему с хорошими результатами: за два года ввели в репертуар ряд спектаклей специально для молодежи. В них поднимаются важные проблемы сегодняшнего времени, заставляющие думать, спорить, сопереживать. Среди них – «Сотворившая чудо», «Собаки-якудза», «Барышня-крестьянка», «Доходное место». После показа некоторых спектаклей мы устраивали обсуждения с молодыми зрителями. И эти обсуждения показали, что у северской молодежи есть интерес к театру. Пока еще очень робкий, но все же… Не забыли мы и про так называемые «кассовые» постановки, адресованные тем, кто предпочитает легкий жанр и приходит в театр исключительно отдохнуть. Это такие спектакли, как «Примадонны», «Восемь любящих женшин». Многие из перечисленных названий мы показали и в Томске на сцене ТЮЗа, и они также хорошо были встречены зрителями. И даже лучше.
-Что вы имеете в виду?
-Некоторое различие восприятия спектаклей томскими и северскими зрителями. Если говорить в целом, то в Северске легче продаются комедии положений, детективы – то, над чем не надо особо задумываться. Постановки же серьезные, философские у большинства северских зрителей почему-то непопулярны. Исключение, пожалуй, составляет лишь «Сотворившая чудо». Несмотря на сложность восприятия и непростую тему, люди охотно на него идут. А вот томичи наоборот очень хорошо воспринимают именно «серьезные» постановки. В Томске такие спектакли получают второе дыхание и начинают по-настоящему раскрываться. Зрительская отдача, энергия и «правильная» реакция заставляет и актеров работать по-другому.
-В прошлом сезоне в театре была некая эйфория в связи с тем, что появились новые молодые артисты, на которых делалась ставка. А нынче вдруг в разгар сезона театр покинул молодой артист – исполнитель главной роли в спектакле «Доходное место». И это накануне гастролей в Томск, когда все билеты были проданы. Как вышли из положения?
-Конечно, очень грустно, когда актеры, в которых ты вкладываешь много сил, на которых возлагаешь определенные надежды, уходят, подводят. Но жизнь есть жизнь. И мы все очень благодарны актеру Ивану Непомнящему, который за короткий срок ввелся в спектакль на главную роль и справился с ней, на мой взгляд, очень хорошо. Спектакль на гастролях не пострадал, а раскрылся еще больше. Так что нет худа без добра.
-В целом довольны этим сезоном?
-Я из тех режиссеров, которые никогда до конца не довольны своей работой. Всегда кажется, что вот это можно бы было сделать лучше, а вот здесь придумать по-другому. К сожалению, иногда просто не хватает времени. Но, наверное, сомнения, самокопание, неудовлетворенность вообще свойственны людям творческим?!
-Уже стало традицией, что под конец сезона, когда можно расслабиться, помечтать о предстоящем отпуске, в вашем театре вновь начинается работа над новым спектаклем. В прошлом году в это время приступили к репетициям «Собак-якудза». А в этом?
-Мы решили обратиться к «Маленьким трагедиям» Александра Сергеевича Пушкина. Уверен, что этот материал будет интересен как подросткам, молодежи, так и взрослым зрителям. Во-первых, это великолепный пушкинский язык. Во-вторых, это вечные темы. А, в-третьих, сама идея постановки будет не совсем обычна. Канвой спектакля станет пушкинское произведение «Сцена из Фауста», внутри которого «разместятся» все четыре маленькие трагедии. Главный герой Фауст будет перемещаться из трагедии в трагедию, из эпохи в эпоху в поиске счастья, мига, когда бы захотелось воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Что будет в финале? А это предстоит узнать тем, кто придет на нашу премьеру в конце октября!
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Анфисы Макаровой