Профессор Гаман: “Многое в жизни человека определяют личности”
Продолжаем знакомство с учеными, работающими в Северске. Сегодня герой нашей рубрики “Ученый говорит” – Лидия Александровна Гаман, заведующая кафедрой “Гуманитарные и социальные науки” Северского технологического института НИЯУ МИФИ, доктор исторических наук, профессор, член Российского общества интеллектуальной истории.
– Лидия Александровна, гуманитарные науки для студентов технического вуза насколько актуальны и востребованы?
– В условиях современного информационного общества, которое принято характеризовать, как подвижное, пластичное, при его сложной экономике и системе взаимоотношений, на мой взгляд, гуманитарные науки становятся еще более важными, чем это было раньше. Хочу сказать, что перед гуманитарным знанием в техническом вузе стоят очень сложные задачи. Поясню. Сегодня в рамках образовательных стандартов по всем направлениям и специальностям сформулированы компетенции, в состав которых входят и так называемые универсальные компетенции, по-преимуществу гуманитарные по своему характеру. Они, я подчеркну, обязательны для каждого образовательного стандарта. На мой взгляд, это прямое и косвенное признание того, что узкотехнические знания сегодня не достаточны. Это очень хорошо видно на практике. Например, трудоустройство выпускников, в том числе, выпускников технического вуза. Какие умения или skills хочет видеть у них современный работодатель? Это hard skills – профессиональные знания и навыки, и это soft skills – надпрофессиональные знания и навыки. А что к ним относится? В самом общем виде – это культурный капитал, который в большой степени связан с гуманитарными знаниями. Например, современный человек должен уметь правильно выстраивать свою коммуникацию. Он также должен очень хорошо понимать специфику разных культур. Мир ведь глобализируется, активизируется миграция, внутренняя и внешняя. Где будут работать наши студенты? Возможно в международных кампаниях, а может быть и за пределами страны. Они должны быть готовы к требованиям современных предприятий. Я думаю, эти примеры хорошо показывают, что гуманитарные знания востребованы и просто необходимы в техническом вузе, как ответ на вызов времени.
– А как сами студенты относятся к предметам вашей кафедры? Ведь они, поступая в такой вуз, понимают, хочется в это верить, что свяжут свою жизнь с определенными производствами.
– По-разному. Сегодня система школьного образования выстроена так, что многое в ней определяет профилизация обучения. Не считаю, что это хорошее решение. Уверена, что базовая подготовка школьников должна быть равномерная, дающая возможность ребенку разносторонне развивать свои задатки и таланты. Конечно, с учетом профильности школьного образования, студентам в техническом вузе бывает не просто воспринимать социально-гуманитарные предметы. От этого не уйти. На собственном опыте могу сказать, что иногда приходится слышать возмущение студента-первокурсника: “Я не на исторический факультет пришел учиться! Почему вы с меня так строго спрашиваете?” Но постепенно студенты большей частью как будто бы проникаются тем, о чем мы говорим на социально-гуманитарных предметах, что и каким образом обсуждаем. У нас творческая кафедра. Сильной стороной кафедры я считаю то внимание, которое уделяется у нас не только учебной, но и научной работе студентов. Каждый год на конференциях «технические» студенты выступают с гуманитарными докладами. Заинтересованные студенты нередко приходят заранее, хотят работать по определенной, – интересной для них (!) – тематике. Поэтому, возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, да, сложность в восприятии социально-гуманитарных предметов встречается, но, на мой взгляд, это связано в большой степени со спецификой сегодняшнего школьного образования. Радует то, что подавляющее большинство студентов относятся положительно к присутствию гуманитарного знания в техническом вузе. А если говорить о «вовлеченности», то и она, конечно, есть. Бывают случаи, когда студенты говорят, что, возможно, должны были поступать на гуманитарную специальность. И такое встречается.
– Расскажите, пожалуйста, а как Вы пришли в науку? Почему сделали выбор в пользу истории?
– В школе я не мечтала быть историком. Знаете, чем дольше я пребываю в профессии, тем больше понимаю, что на самом деле многое в жизни определяют личности, с которыми ты сталкиваешься. Например, в школе мне повезло с математиком; обожала этот предмет. А потом талантливая учительница уволилась, и положительный эмоциональный настрой по отношению к математике прошел. Но учиться мне всегда нравилось.
На исторический факультет ТГУ я поступила в переломный 1985 год. Надо сказать, что удача моего поколения в том, что мы пожили в двух системах, так сказать, на «пересечении». На переломе жить интересно, хоть и трудно. На историческом факультете мне очень повезло с людьми. Понимаете, опять та же идея личности в профессии. У меня были потрясающие преподаватели. Университетская практика предполагает одновременно заниматься и педагогической, и научной деятельностью. Считаю себя счастливым человеком, потому что я училась у людей, которые служили науке. Это не метафора. Могильницкий Борис Георгиевич, Гурьев Вадим Сергеевич, Плотникова Мария Ермолаевна, Львова Элеонора Львовна, называть имена можно долго. Они были все компетентны, заинтересованы наукой, яркие преподаватели «с именами». И любили студентов! Это остается в памяти молодых людей. В эти переломные годы было особенно интересно учиться на историческом факультете. Историческая наука обогащалась. Раскрывались новые архивные материалы, спецхраны, появлялись новые исследования, потоком шла новая литература. А еще рядом были потрясающие заинтересованные однокурсники, среди которых сегодня много профессионально состоявшихся и известных людей. Совокупность факторов – личности педагогов, разлом времен, умный курс – повлияли на то, что историческая наука стала моим устойчивым интересом.
– Какая сегодня Вами ведется научная работа?
– Непосредственная тема моей научной работы – “Русская эмигрантская историко-религиозная мысль”. Я изучаю идейно-теоретическое наследие эмигрантских авторов в связи с проблемой революции 1917 г. в России и советской истории. Пишу монографии, статьи, принимаю участие в конференциях. Меня интересуют проблемы преемственности и разрывов в истории, глобального и локального (национального), особенностей менталитета народа. В рамках темы рассматриваю, как представители русской религиозно-философской мысли воспринимали Русскую революцию 1917 г. и советскую историю. Что здесь будет важным и поучительным? Целый ряд представителей российской науки и культуры, вынужденных покинуть свою Родину, стремились к объективности в исследовании того, что произошло с Россией. Глубина анализа, свободный научный поиск, взвешенность оценок и подходов, попытка понять глубинно, что и почему произошло с Россией, какие это будет иметь последствия для страны, – все это актуально и сегодня. Научный интерес представляет и методология исследований эмигрантских авторов. Для них был характерны междисциплинарность и «методологический плюрализм», что тоже актуально для современного научного знания.
– С багажом каких знаний по истории сегодня приходят выпускники школ в вузы? За годы Вашего преподавания, что изменилось в самом предмете?
– Изменился курс как таковой. Например, до определенного момента в техническом вузе преподавался курс «Отечественная история». Сейчас образовательные стандарты требуют более масштабного подхода к истории. Учебный курс теперь называется “История”, и он предполагает не только изучение российского прошлого, но и изучение основных событий и тенденций мировой истории. Соответственно, усложняется задача преподавателя, но и студентов тоже. Что же касается гуманитарной подготовки поступивших к нам ребят, то она, конечно, разная. Как и всегда, многое упирается в проблему личности педагога и личности вчерашнего школьника. Кто-то учится «понарошку», а кто-то очень вдумчиво и серьезно.
– Что Вы пожелали выпускам, которые сейчас делают выбор вуза? Чем им руководствоваться при этом выборе?
Общее пожелание, наверное, самое простое: поступайте туда, куда тянет ваша индивидуальность. Искренне желаю каждому будущему студенту – нужно идти за своим призванием.
– Но сегодня многие идут туда, куда прошли по баллам…
– Из-за этого потом много разочарований. Поэтому я желаю молодым людям развиваться всесторонне и идти за своим интересом. В идеале это самое важное при выборе профессии. А если говорить о конкретном вузе, то, конечно, нужно поступать в такой вуз, в котором будет комфортно учиться на протяжении всего периода обучения. В этом смысле наш институт имеет много положительных сторон и преимуществ. Это замечательное место, где можно получить достойное образование, отличную профессиональную подготовку и увлекательную студенческую жизнь.
Наталья Денисова