Профессор Софронов: “Общество развивается, когда следующее поколение будет грамотнее предыдущего”

Поделиться

 

В России 2021 год объявлен Годом науки и технологий. Можно уверенно сказать, что Северск своим появлением обязан ученым. Но кто они? Сетевое издание zato-govorim.ru запускает специальный проект “Ученый говорит”, который познакомит вас, уважаемые читатели, с учеными закрытого города.

Героем нашего первого интервью в рамках спецпроекта стал доктор технических наук, профессор Северского технологического института НИЯУ МИФИ, почетный работник высшего профессионального образования РФ Владимир Леонидович Софронов. 

Стаж научно-педагогической деятельности профессора Софронова составляет 46 лет. Все эти годы с момента окончания Томского политехнического института в 1974 году он посвятил работе в СТИ и научным разработкам в основном для нужд Сибирского химического комбината. В настоящее время он является руководителем магистерской программы по направлению “Ядерная физика и технологии”. 

В течение многих лет, являясь научным руководителем, профессор В.Л. Софронов участвовал в разработке экологически чистых малоотходных технологий получения редких, рассеянных и радиоактивных элементов и изделий из них. В данном направлении ему принадлежат глубокие научные исследования, практические разработки и рекомендации, известные не только в России, но и за рубежом. 

– Владимир Леонидович, обычно ведь дети не мечтают стать учеными. Вы будучи ребенком, кем видели себя после окончания школы? Куда думали поступать? 

– Не просто ответить на этот вопрос. Я вырос в селе (Башкирской АССР – ред.). Поэтому и в детстве, и в старших классах думал, что  буду заниматься сельским хозяйством. А в Томске у нас жили близкие родственники. Они позвонили и пригласили учиться в Томск. Так я и приехал учиться в Томск. По характеру я человек постоянный и, если начинаю заниматься чем-то, то уже буду этим заниматься всю жизнь. Многие люди меняют места работы, а меня моя работа вполне устраивает. Считаю, что только в этом случае можно чего-то добиться. Особенно, когда речь идет о научных разработках. 

– Поступить в ТПУ для Вас не было проблемой? Факультет сразу определи?

– Школу я окончил с медалью. А когда пришел в приемную комиссию ТПУ, то увидел, что в списке на первом месте стоит физтех и две специальности “химическая” и “физическая”. Химическая мне была ближе. Просто напросто по физике у нас в школе были сложности с учителями. Они часто менялись. Несмотря на то, что наша сельская школа была очень хорошая, но с физиками была целая проблема. Приезжали – уезжали молодые специалисты, долго не задерживаясь. Помню, один из преподавателей после вуза к нам приехал. Тему “самоиндукция” он объяснял нам пять раз. Никто не понял. А с шестого раза он сам, видимо, понял, что это за явление, тогда и мы начали понимать.   

– В Северск попали по распределению? Знали уже про закрытый город?

– Физтехники хорошо знают Северск,так как в то время основное распределение выпускников было на СХК. Я дипломировался в Отделении №1 ТПИ. Тогда возглавлял учебное заведение Георгий Гаврилович Шелудченко. Он и пригласил меня на работу заниматься наукой.

– Когда Вы пришли в 1974 году в СТИ, сразу с комбинатом наладили работу? 

– У нас с СХК хоздоговорная система. И до сих пор эта система действует. Примерно с 2011 года у нас договора с сублиматным заводом.  Сегодня мы работаем над совершенствованием ряда технологий сублиматного завода. Там большое количество самых разных, уникальных производств. Впервые в этом году удалось заключить комплексный договор. И в команде, которая над ним работает, есть химики, автоматчики, математики и механики. 

– Как ученый Вы больше теоретик или практик?

– И то, и другое. С самого начала мы начали заниматься производством на химико-металлургическом заводе.Руководителем у меня был Буйновский Александр Сергеевич, уже кандидат наук. У меня кандидатская диссертация (защищал в 1981 году – ред.) была посвящена усовершенствованию технологии основного производства ХМЗ. А докторскую уже защищал (1996 г. – ред.) по новому направлению – “Производство постоянных магнитов на основе редкоземельных металлов”. Результаты проведенных нами исследований послужили основой для создания производства по получению магнитных материалов на СХК, которое проработало более 20 лет. Однако руководством комбината было принято решение о закрытии этого производства как непрофильного для СХК. А если бы не закрыли его, то оно в настоящее время могло бы стать лучшим по получению редкоземельных постоянных магнитов в России. Сегодня пришло понимание, что необходимо создавать на предприятиях Росатома и другие производства не связанные с основной продукцией.

– Вы разработали дидактическую систему профессиональной подготовки. Расскажите об этом подробнее.

– После “перестройки” государство наше стало экономить деньги и смотреть на Запад. В том числе, на их опыт в образовании. Там двухступенчатая система высшего образования: бакалавриат и магистратура. Наши, не глядя, переняли этот опыт. Но на Западе, особенно в Германии, всё делают по-другому. Они полностью сохранили в качестве специалитета инженерную подготовку, а бакалавриат ввели только для подготовки гуманитарных и других направлений. У нас же специалитет оставили только примерно в 10% вузовской подготовки. В нашем вузе это подготовка химиков и физиков для нужд Росатома. По остальным направлениям мы готовим бакалавров. Эти специалисты, к сожалению, не имеют достаточную инженерную подготовку, поэтому в своей профессиональной деятельности они сталкиваются с множеством проблем. 

В СТИ НИЯУ МИФИ в 2017 г. открыли магистратуру для подготовки специалистов в рамках проекта “Прорыв” по направлению “Ядерные физика и технологии”. Считаю, что открытие магистратуры это большая заслуга Александра Николаевича Жиганова, бывшего руководителя института. В 2021г. в вузе открыли магистратуру по новому направлению “Вывод из эксплуатации объектов ядерно-топливного цикла”. Я являюсь руководителем этих направлений, поэтому совместно с учебным отделом и руководством института занимаюсь как подготовкой документации, так и организацией текущей работы по подготовке магистров. 

В связи с открытием магистратуры по подготовке специалистов высшего звена наш институт идет впереди многих филиалов НИЯУ МИФИ. 

– Сейчас Вы больше преподаете или занимаетесь научной деятельностью? 

– Тут сложно разграничить, поэтому и то и другое весьма важно. 

– Владимир Леонидович, Вы работает в вузе 46 лет. Как изменились за эти годы студенты? 

– Скажу так, общество развивается в том случае, когда следующее поколение будет умнее и грамотнее предыдущего. У нас, к сожалению, эта тенденция слегка деформирована. Молодое поколение видимо умнее нас, но что касается грамотности как специалистов – сомнительно, поэтому необходимо нам вовремя “опомниться”, усовершенствовать систему образования и вспомнить положительные моменты советской системы, которая в настоящее время культивируется в ряде развитых стран. 

Недавно провели опрос популярных специальностей среди молодежи. Так вот учителя оказались последними. Вот бы задуматься над этим фактом нашим министрам и президенту. Понимаю, что в стране много самых разных проблем. Но мировой опыт показывает, что без качественного образования и науки у общества нет будущего. А тут еще второй год учимся дистанционно, что отражается на знаниях школьников и студентов. 

– Сегодня многие сетуют, что повысили пенсионный возраст. Вам недавно исполнилось 70. На заслуженный отдых не торопитесь?

– К сожалению, из-за проблем с короновирусом, собраться с коллегами и друзьями на юбилей не получилось. Нужно пережить этот период. На днях сделал первую прививку от короновируса. 

Что касается пенсии. Ученые уходят на заслуженный отдых только по состоянию здоровья. Количество профессоров в стране, особенно в инженерных направлениях катастрофически уменьшается, поэтому нам необходимо еще более интенсивно работать над подготовкой молодых научных работников. 

– Какого из советских ученых, работавших в атомной тематике, считаете выдающимися и учились на чьем примере? 

– Многие ученые для меня важны и являются авторитетами. Если пойти в музей истории СХК, то вы увидите уникальных ученых страны. Так, из девяти ученых трижды героев Социалистического труда, семеро – создатели атомного комплекса страны. Большая их заслуга в создании и такого предприятия как Сибирский химический комбинат. 

Наталья ДЕНИСОВА