Пятое время года
Не знаю, как вас, но меня в последнее время настораживают многие молодые режиссеры, нарочито избегающие в своем творчестве острые социальные проблемы, закрывающие глаза на то, что происходит и в мире, и в родном Отечестве. Меж тем, именно молодым всегда было присуще обостренное чувство справедливости, бунтарское начало и потребность выразить свою гражданскую позицию. Театр – хорошая площадка для этого. И, если режиссер искренен, если он нашел интересную форму для выражения своих мыслей, своей оценки происходящего, то обязательно найдет отклик у зрителей.
Именно так и произошло на недавнем спектакле театра «Индиго», премьера которого состоялась в конце прошлого года в зрелищном центре «Аэлита».
«Дорогу в небо» (пластические этюды на тему «свобода – это…») по мотивам новеллы Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый» поставил хорошо известный в Томске режиссер (зрелищный центр «Аэлита»), актер (Томская драма, Томский ТЮЗ, «Версия») , музыкант («Последний из МАгикан», «Портовые феи») Артем Банников.
Впрочем, почему только в Томске? Посвященным в биографию Артема хорошо известно, что несколько плодотворных лет он провел в Москве, снимаясь в кино, участвуя в театральных и музыкальных проектах. Его фильмография насчитывает более двадцати фильмов. За это время Артем стал настоящим мастером эпизода и ролей второго плана!
Его недавнее возвращение в Томск не осталось незамеченным: этот человек, как магнит, притягивает к себе творческих людей, и уже вместе они строят творческие планы, создают новые культурные проекты.
«Дорога в небо» начинается задолго до начала спектакля. Обрывки полосатой ремонтной ленты и бумаг в фойе и в зрительном зале – это не мусор, не эпатаж ради эпатажа. Одни воспринимаются как попытка вырваться за ограждение, за рамки, на других, если внимательнее приглядеться, можно прочесть высказывания томичей – известных и не очень – о свободе и несвободе…
Молодые люди (актеры) с кошачьей грацией перемещаются по залу и устраиваются где и как им удобно, при этом не нарушая комфорт сидящих в зале…
Все это лишь прелюдия к тому, что через несколько минут произойдет на сцене.
А там… жизнь, ограниченная пространством курятника, размеренная, отупляющая… Но лишь до тех пор, пока не произойдет такое, от чего пернатым обитателям захочется расправить крылья и, вопреки законам природы ( куры не летают!), взлететь высоко в небо. Любовь, чудо рождение птенца, внезапно открывшийся талант, непохожесть на других – окрыляет, раскрывает душу и дарит ощущение свободы. Только надо ли это «хозяевам» курятника?
Куры не могут летать! Их удел – клевать зерна и нести яйца. Курица (или петух), мечтающие о «дороге в небо», опасны и неблагонадежны. С ними надо расправляться, дабы другим было неповадно.
Удивительно, как без единого слова (спектакль, повторюсь, пластический, и в нем заняты, в основном, актеры глухие и слабослышащие), исполнители воссоздают на сцене удушающую атмосферу несвободы. Это состояние передается зрителям, ощущается чуть ли не на физическом уровне.
Постановка наполнена смыслами, разгадывать которые – сущее удовольствие. Интересна и сценография – лаконичная и в то же время о многом говорящая. Как заявлено в программке, авторами ее являются сам Артем Банников и художник Полина Дамм.
Наблюдаешь за действием дальше и понимаешь, насколько тесно режиссеру в рамках заявленного жанра. Он пытается экспериментировать, делать его более эклектичным.
Уже не в первый раз в своей режиссерской практике Артем «разбавляет» драматическое действие куклами. В «Дороге в небо» они технологически примитивны – наподобие тех, что мастерят из подручных материалов дети. Но, как и в детских поделках, в них столько трогательности и органичности!
Как музыканту, ему не хватает музыки. И она звучит! Как актеру, ему не хватает текста. И он звучит! В известном стихотворении Иосифа Бродского «Песенка о свободе», озвученном заслуженным артистом России Александром Постниковым, по сути, вся идея спектакля:
Ах, свобода, ах, свобода.
Ты — пятое время года.
Ты — листик на ветке ели.
Ты — восьмой день недели.
Ах, свобода, ах, свобода.
У меня одна забота:
почему на свете нет завода,
где бы делалась свобода?
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Владимира СУМЦОВА