Рост интереса к опасному контенту в VK у молодежи выявили ученые ТГУ

Поделиться

 

Команда психологов, социологов, историков и программистов Томского государственного университета реализует проект “Разработка алгоритма идентификации факторов риска безопасности пользователей социальных сетей на основе анализа контента и психологических характеристик его потребителей”. Его очередным этапом стало исследование интересов подростков 17-18 лет, живущих в Сибири, с учетом их подписок на различные группы в соцсети “ВКонтакте”, сообщает пресс-служба вуза. 

Ранее ученые ТГУ разработали алгоритм для выявления студентов и школьников, которые подписаны во “ВКонтакте” на сообщества с потенциально опасным контентом: ненависть, насилие, экстремизм, самоповреждающее поведение и другим. В 2020 году команда проекта проводила исследование на примере подростков и молодежи Томской области и Алтайского края. В 2021 году новым этапом работы стал мониторинг проявления интересов к опасному контенту среди старшеклассников всего Сибирского федерального округа.

Анализ данных показал, что в сравнении с прошлым годом у данной группы пользователей интерес к группам с небезопасным контентом вырос в среднем в два раза. Ученые предполагают, что это может быть связано с ухудшением психологического состояния подростков из-за условий жизни в пандемию – школьники проводят больше времени в интернете.

Исследователи составили матрицу присутствия в интересах пользователя 13 категорий небезопасного контента: “Субкультура True Crime”, “Психоактивные вещества”, “Депрессивный контент”, “Жестокий контент”, “Эстетика зла”, “Самоповреждающее поведение”, “Национализм”, “Ненависть и агрессия”, “Оружие”, “Вульгарный контент”, “Преступный контент”, “Эстетика смерти” и “Суицидальный контент”.

“По результатам проведенного мониторинга выяснилось, что 59% пользователей из выборки имеют в подписках сообщества с небезопасным контентом, причем в большей степени этот тренд прослеживается у девушек”, – сообщает пресс-служба Томского госуниверситета.

Руководитель проекта Валерия Мацута отмечает, что своевременно заметить какие-то отклонения от привычного поведения человека можно – следует обращать внимание на прямые и косвенные признаки, которые, в частности, могут проявляться и в особенностях онлайн-поведения подростка или молодого человека.

Для современного «цифрового поколения» онлайн-пространство стало такой же средой социализации и самореализации, как и офлайн-среда. Поэтому важно интересоваться, чем человек занят в интернете, социальных сетях, какие возможности онлайн-пространства он использует и для чего, какой контент потребляет, распространяет и создает. Следует помнить, что различные риски цифровой безопасности – особенно контентные и коммуникационные – оказывают влияние на психическое здоровье, развитие личности и социализацию детей, подростков и молодежи.

Инструкции о том, как зарегистрироваться в сервисе “Детектор опасного контента” и пользоваться им, можно найти в методических рекомендациях. Сервис открыт абсолютно для всех пользователей после регистрации на платформе Университетского консорциума исследователей больших данных https://opendata.university.

редакция новостей
фото pixabay.com