Сохранять и возвращать лучшее
В конце октября в рамках федерального проекта Министерства культуры РФ «Большие гастроли» в Томске побывал Национальный академический драматический театр (НАДТ) им. М. Горького из Беларуси. На сцене Томского областного драматического театра он показал два спектакля — художественный вымысел в двух частях «Пане Коханку» по пьесе А. Курейчика и комедию Дэвида У. Кристнера «Знойные мамочки». Обе постановки осуществил художественный руководитель театра Сергей Ковальчик.
И среди актеров, приехавших в Томск, и среди томичей, пришедших на их спектакли, оказались те, кому памятны другие, длившиеся целый месяц, гастроли этого белорусского театра на нашей земле. Они состоялись еще в советское время, в 1983 году, когда театральные коллективы имели возможность гастролировать подолгу, обмениваясь своими постановками с другими городами и союзными республиками.
-Для меня те гастроли были самыми первыми в жизни, – вспоминает актер театра и кино, педагог, литератор, заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Душечкин. – После окончания Белорусского театрально-художественного института в 1981 году я был зачислен в труппу нашего театра, а летом 1983-го поехал с ним в Сибирь. Целый месяц мы показывали свои спектакли в Омске, Томске. Репертуар был шикарным — Шекспир, Мольер, Реньяр! Помню, что в Томске играли не только на сцене Драмы, но и на площадке Дворца культуры «Авангард». Томск принял нас великолепно. На всех спектаклях аншлаги, зрительский интерес огромный и неподдельный. После показов у служебного входа нас всегда поджидали поклонники, которые задавали вопросы, говорили хорошие и добрые слова, приглашали в гости. У меня еще с той поездки в Томске появились друзья, связь с которыми не прервалась за эти 36 лет. Мы переписываемся в соцсетях, они следят за всем, что происходит в нашем театре. Нам был оказан более, чем радушный прием и со стороны местной власти. Только мы прилетели в Томск, как нас сразу прикрепили к местной поликлинике — не дай Бог кто заболеет! Постоянно вывозили на природу, показывали местные достопримечательности. Думаю, что все это было вызвано не только гостеприимством и «протоколом», но и тем, что наш театр всегда высоко котировался. Здесь работали великолепные актеры, создавшие его золотой фонд, известные во всем Советском Союзе — Ростислав Янковский, Александра Климова ( моя мама), Евгений Карнаухов, Юрий Сидоров, Анна Обухович и многие-многие другие. Несколько сезонов в театре работал и один из любимейших актеров Андрея Тарковского Анатолий Солоницын. Несмотря на то, что сегодняшние гастроли коротки по времени, мне все равно удалось уловить живой интерес вашей публики к нашему театру и ту особую интеллигентную атмосферу, которая свойственна вашему городу. Это замечательно, что у нас вновь появилась возможность видеть друг друга и обмениваться своим творчеством.
В свою очередь и Томский театр драмы в то время побывал на гастролях в Витебске и в Минске. Старейший работник театра, руководитель литературно-драматургической части Мария Смирнова вспоминает, что томичей на белорусской земле встречали не менее гостеприимно. В местных газетах было множество отзывов на их спектакли, высоко была оценена работа актеров. В первый же день гастролей в одном из печатных изданий было опубликовано письмо ветерана Великой Отечественной войны, жителя Витебска, который отметил героизм воинов-сибиряков, выпускников Асиновского военно-пехотного училища, участвовавших в знаменитой операции «Багратион». Томских актеров поразило тогда не только хлебосольство и приветливость белорусов, но и их законопослушность (они, в отличие от россиян, никогда не переходили дорогу на красный свет или в неположенном месте!), а также поразительная чистота и ухоженность улиц.
С той поры театры у друг друга не бывали. И только благодаря «Большим гастролям» им удалось встретиться вновь.
-Хорошо, что такая программа существует, – подчеркнул художественный руководитель НАДТ им. М. Горького, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Сергей Ковальчик. – Подлинная связь между народами зиждется на основе культуры. Если мы на подсознании «культурно» не воспринимаем друг друга, то настоящим Союзным государством никогда не будем. Уверен, что настоящая толерантность начинается с «Больших гастролей», со спектаклей, которые нас характеризуют лучше всяких слов.
Постановка «Знойные мамочки», которую привезли белорусы, относится к разряду так называемых «кассовых», ориентированных на зрителей, пришедших в театр отдохнуть и развлечься. Подобные спектакли — беспроигрышный вариант в формировании гастрольной афиши, потому что аншлаг на них гарантирован. Другое дело, что постановщики зачастую не «заморачиваются» на выстраивании таких постановок, полагая, что сам сюжет, сам текст сделают их востребованными у публики.
«Знойные мамочки» НАДТ им. М. Горького — совсем другая история. Да, это спектакль не фестивальный. Да, там не скрыт глубокий философский смысл и отсутствует авторская и режиссерская аллегория. Но он сделан очень профессионально, крепко и, можно сказать, образцово. А прекрасный актерский ансамбль, изящество и виртуозность исполнителей придают ему особый шарм и оставляют приятное послевкусие!
Как уже было упомянуто, в гастрольной афише минчан был представлен спектакль, ставший своеобразной визитной карточкой театра в последнее время. Это постановка «Пане Коханку» по пьесе известного как в Беларуси, так и в России современного драматурга и сценариста Андрея Курейчика, с которой познакомились уже не только белорусы, но и зрители Вильнюса, Тамбова, Саранска, Челябинска, Кургана, Магнитогорска, Томска, Кемерова, Барнаула…
Театральные критики утверждают, что это один из самых зрелищный и ярких спектаклей в репертуаре театра на сегодняшний день, отмечая и качественную режиссуру Сергея Ковальчика, и не менее качественную драматургическую основу Андрея Курейчика, и изысканную сценографию Аллы Сорокиной, и великолепное музыкальное оформление Тимура Калиновского, и потрясающий актерский состав.
И с этим нельзя не согласиться! Надо отдать должное определенной смелости театра, взявшегося поднять тему поиска самоидентификации белорусского народа, белорусского самосознания и его истоков и не побоявшегося провести некие параллели с днем сегодняшним. Действие спектакля происходит в XVIII веке после раздела Речи Посполитой, а главный его герой – один из самых богатых и влиятельных магнатов Великого Княжества Литовского Кароль Станислав Радзивилл, получивший прозвище «Пане Коханку» ( «мой дорогой») за то, что именно так обращался к каждому встретившемуся на пути. Личность неординарная, противоречивая, в которой удивительным образом сочетается мечтательность, детская наивность (что стоит одно только упорное стремление научить белорусов летать?!) и расчетливость, властность, а порой – и жестокость.
Такая трактовка этой исторической личности до сих пор вызывает споры, и не все согласны с ней, но драматург, как и режиссер, имеют право на свою художественную интерпретацию.
-Я не хотел описывать биографию главного героя: родился, вырос, учился, – поясняет свой замысел драматург Андрей Курейчик. – Выбрал лишь один факт — визит короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского к Пане Коханку. И на основе этого сделал свою художественную версию произошедшего. Хотелось создать разносторонний образ нашего белорусского героя. Показать человека, которому присуще большое количество положительных черт белорусов: гостеприимство, любопытство, жизнелюбие».
А вот что говорит о своем спектакле постановщик Сергей Ковальчик:
-Я очень долго искал в белорусской истории знаковую фигуру, которая не только являлась образцом национального характера, но и была бы интересна сегодняшнему зрителю. Однажды я случайно прочитал истории о Пане Коханку. Мне очень понравился этот персонаж своими розыгрышами, феерическими шутками и эксцентричным поведением. Его все любили. И он любил всех: от шляхтича до селянина, называя каждого «Пане Коханку». Этакий всенародный любимец!
Спектакль, представленный белорусским театром на томской сцене, удивил не только своей масштабностью, но и едва уловимым переходом от простого к сложному, от бытового ко вселенскому. И это несмотря на то, что в первом действии не хватало энергетики (непросто играть столь сложный материал после утомительного многочасового перелета и смены часового пояса!), оно казалось затянутым и немного монотонным. Но все это с лихвой окупилось во втором действии — динамичном, визуально наполненном, покорившим актерской игрой, звучанием живой музыки. Судя по этому спектаклю, можно сделать вывод, что в труппе театра поистине универсальные актеры, обладающие хорошими вокальными данными, и очень пластичные. Не часто сегодня встретишь такую высокую культуру игры, какую продемонстрировали актеры НАДТ им. М. Горького!
-Многие российские театральные критики зачастую называют белорусский театр «заповедником», как бы намекая на его излишнюю традиционность, – рассказывает Сергей Ковальчик. – А мне это как бальзам на душу. Мы, белорусы, на протяжении всей истории помогали России сохранять и выкристаллизовывать все самое лучшее, а потом возвращать его обратно. Уверен, что и с театром будет то же самое, и все лучшее, традиционное, что есть в нем, обязательно вернется.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото из архива НАДТ им. М. Горького