“Время отдавать долги”
Как удивительна, как непредсказуема бывает порой жизнь! Какие неожиданные повороты может преподнести она!
Могла ли предположить маленькая северчанка Света, впервые переступившая порог Томского театра музыкальной комедии и замершая от восхищения, созерцая сказочное действие «Бахчисарайского фонтана», грациозные па танцовщиков, звучание живого оркестра, что много-много лет спустя она возглавит этот театр и откроет новую страничку в его истории?
Этот театр то появлялся в ее жизни, то исчезал и вновь появлялся. И каждый этот «приход-уход» знаменовал новый этап в ее биографии.
Удивительно, что и на свет-то они появились в один год – в 1958, так что свой юбилей нынче отмечает не только Северский музыкальный театр, но и его директор – Светлана Бунакова!
– Светлана Евгеньевна, складывается впечатление, что с этим театром у вас какая-то фатальная связь?
– Пожалуй, так и есть. Я все время возвращаюсь к нему вновь и вновь. В детстве была его преданной поклонницей. Ходила на все спектакли, причем, исключительно, на взрослые. А еще занималась в балетной студии при театре, которой руководила великолепная балерина и педагог Авилина Брижинская. На моих глазах менялась труппа: приходили одни, уходили другие исполнители, так что я всегда была «внутри» театра, его жизни.
-Впервые вы пришли сюда на работу, уже имея за спиной определенный жизненный и профессиональный опыт…
-Да, позади был политехнический институт и диплом по специальности «светотехника и источники света», положенная после вуза отработка ( в НИИ города Северодонецка Луганской области), рождение троих детей, возвращение в Сибирь и работа бутафором и изготовителем кукол в Северском театре для детей и юношества… А потом меня пригласили в музыкальный театр на должность администратора. Я, как губка, впитывала в себя все новые и новые тонкости театральной работы. Очень благодарна театру за то, что он предоставил мне возможность учиться в Москве театральному менеджменту у знаменитого Григория Додамяна в Высшей школе деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Это был потрясающий опыт, который я продолжаю использовать в своей работе до сих пор.
-А как вы попали в областной департамент по культуре?
-В 1996 году, узнала, что в области проходит театральный фестиваль «Маска», в котором наш театр участия не принимает, потому как не вписывается в формат. Очень удивилась этому и в какой-то мере даже обиделась: что значит не вписывается? Театр кукол тоже специфический театр, а, тем не менее постоянно участвует в «Маске». Недолго думая, поехала в департамент и добилась того, что нас допустили к участию. Некоторое время спустя последовало приглашение на работу в департамент в качестве главного специалиста. И снова новый профессиональный опыт: теперь приходилось работать не только со всеми театрами области, но и с различными творческими союзами, национальными центрами и самодеятельными коллективами.
-Ваша последующее руководство зрелищным центром «Аэлита», а затем – Томским ТЮЗом стали «революционными» для этих учреждений культуры, ознаменовали какой-то новый этап в их развитии. Такой «революционный» подход – ваш принципиальный метод?
-Нет, «революция» – не самоцель. Просто я не люблю рутину, застой. Они губительны для культуры. Меня как-то упрекнули, что я стремлюсь к успеху. Да, стремлюсь, а что в этом плохого? Что крамольного в том, что руководимый мной коллектив добивается известности, становится узнаваемым? Конечно, любое преобразование требует огромных физических и моральных затрат, приходится сталкиваться с непониманием, обидами, а то и откровенным противостоянием. Но зато, как радостно бывает потом, когда появляется результат! ТЮЗ стали приглашать на фестивали, откуда он привозил награды, дипломы. На постановки приезжали известные столичные режиссеры, о нас стали много писать как в местной, так и российской прессе. Мы провели капитальный ремонт без остановки театральной деятельности. Тем больнее было уходить из ТЮЗа, когда возникло взаимонепонимание с прежним руководством департамента по культуре, и я вынуждена была уволиться по собственному желанию. После этого инцидента мне казалось, что двери томских театров для меня, как руководителя, навсегда закрыты. Но…
-Но вас вновь позвал к себе музыкальный театр!
-Да, в 2011 году меня попросили возглавить театр, который находился в определенном кризисе. Было много проблем: и кадровых, и материальных, а самое главное – творческих. Знаете, когда я стала анализировать произошедшее, то выявила некую закономерность. Так получалось, что музыкальный театр дал мне в жизни очень многое, а, когда ему стало трудно, он «позвал» меня. То есть пришло мое время отдавать ему долги. Сразу скажу, что никаких «революций» я не планировала. Хотелось и сохранить традиции, и сделать так, чтобы театр стал современным, интересным для зрителей разных поколений. Думаю, что многое удалось сделать.
Значительно омолодилась труппа: активно привлекаются молодые артисты, выпускники вузов и училищ, что дает новый импульс развитию театра.
К нам постоянно приезжают талантливые постановщики из разных городов России, в том числе – из Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо классических оперетт в афише появились новые музыкальные жанры: музыкальная драма, модерн-балет, барочная опера, опера-буфф, спектакли камерной формы, мюзиклы и даже спектакль.dok.
Если раньше театр был практически «не засвечен» на фестивалях, то в последнее время он неоднократно побеждал сразу в несколько номинациях и на областном театральном конкурсе «Маска», областном конкурсе молодых актеров, на фестивалях госкорпорации «Росатом». Кроме того, дважды театр стал инициатором проведения в Северске всероссийского театрального фестиваля спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот», который стал ярким событием в жизни закрытого города.
Помимо постановок спектаклей у нас успешно ведется проектная деятельность. Были созданы и успешно реализуются социо-культурные и образовательные программы для детей, например, «Волшебный мир музыкального театра». В рамках социального проекта «Театр для всех» проводятся показы спектаклей для социально незащищенных слоев населения и пенсионеров.
В театре создан и активно работает «Клуб волонтеров», с его участием проводятся различные мероприятия театра, инсталляции перед премьерными спектаклями и так далее.
Совместно с Северской детской школой искусств организована балетная студия. Открытие в школе хореографического отделения явилось своеобразным «заказом» нашего театра на подготовку кадров. Все занятия по классической хореографии проходят в стенах музыкального театра, а занятия с юными танцовщиками проводят его ведущие артисты, профессионалы своего дела. В течение учебного года ребята не только кропотливо постигают азы классического танца, но и участвуют в наших спектаклях.
А некоторое время спустя мы открыли и вокально-театральную студию. В программе обучения – вокал, актерское мастерство, сценическое движение и сценическая речь. В будущем юные артисты смогут принять участие в постановках театра вместе с профессиональными актерами. Цель этих проектов – воспитание грамотного зрителя и преодоление кадрового дефицита творческих кадров. Так что сделано многое, но успокаиваться не собираемся – задумок море!
автор Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото из архива театра