Здесь есть театр!

Поделиться

 

В этом году Северскому театру для детей и юношества исполнилось 57 лет. О новых форматах, жанрах, запросах современного зрителя мы поговорили с актером и режиссером Матэрн Олегом.

В мае в театре состоялась первая читка  пьесы “Фронтовичка”. Главная героиня – архетип военной женщины, закаленной в боях. Сюжет пьесы показывает другую сторону послевоенной жизни, ничем не приукрашенную, неудобную, но такую настоящую. 

— Что такое читка и чем отличается от обычного спектакля?

 — Читка не требует долгих репетиции. Актёры просто рассказывают историю. Присутствует некий повествовательный элемент. Принципиально читка ничем не отличается от спектакля: есть зритель и актеры на сцене. 

Знаете, сейчас говорят, и артист не нужен. Есть такой спектакль в Москве, где ходят и показывают надгробные плиты – в этом всё представление. Кому-то и такое интересно. Отличие читки лишь в том, что во время неё актеры читают текст, держа его в руках перед собой. Когда идут репетиции для постановки, текст заучивают. Ну и отличие в бюджете, разве что. Читка не предполагает каких-то глобальных затрат на декорации и костюмы.

 Собрались в кафе или баре, сели и прочитали пьесу. Если говорить о “Фронтовичке”, то у нас был эскиз, мы придумывали мизансцены, но для формата читки – это необязательно. Иногда достаточно собрать людей и дать им текст. Главное, чтобы они понимали, о чем пьеса и эмоционально к ней подключались.

— В двух словах, о чем эта пьеса?

— Фронтовичка о людях, для которых война фактически закончилась, но продолжает идти внутри них, о переживании трагических событий. Если конкретно, то пьеса о девушке, лишившийся всего. Она живёт пламенной страстью учить детей и танцевать. Закаленная девушка в непростых послевоенных условиях. Каждый раз эта пьеса  ощущается по-разному. Спросите меня завтра, я отвечу по-другому. Через месяц прочитаю, совсем другое видение будет.

Есть ли спрос на формат читки  в Северске? 

— Меньше, чем в других городах. Связанно это с его закрытостью и не с самым большим интересом к театру у молодых людей.  Для молодежи слово «театр» какое-то нафталиновое, что-то заросшее паутиной. У современного человека и запросы на современность.

Люди, приезжая в Москву и Питер, сразу покупают билеты в театр, но не ходят в них в родных городах. Это неправильная позиция и нужно больше об этом говорить. В маленьких городах много достойных показов и в Москве много неудачных. В столице сотни спектаклей за один день. Из-за того, что показы поставлены на конвейер, там гораздо больше откровенно плохих вещей.  В городах, отдалённых от Москвы, творческие люди трепетнее относятся к тому, что делают.

Театр в онлайн

С приходом пандемии, театр вынужден был закрыть двери и перейти в онлайн: трансляции спектаклей, конкурсы, бэкстейджи и чтение сказок.  Заведующая зрительским отделом Инна Непомнящая рассказала, что делает театр помимо спектаклей, какие форматы вводит и чем привлекает современного зрителя. 

— Почему-то нас принято считать детским кукольным театром. У нас есть спектакли с куклами, но их нет так много. Сложился стереотип: “Детский театр – это постановки для детей до 5 лет”.  Мы же ставим и Пушкина, и Островского, и Шекспира. Многие не знают, что у нас есть вечерние показы, а не только утренние спектакли, и вообще довольно большой репертуар для взрослой части населения.

Мы же стараемся выходить на новый уровень восприятия театра. Практикуем разговор после спектакля, когда зрители остаются в зале, а актеры вновь поднимаются на сцену, обсуждают постановку и отвечают  на вопросы зрителей.

Атакуем все социальные сети, даже в TikTok есть. Когда в театр приходят дети 5-6 классов, нужно говорить на их языке. Ты не попросишь их зарегистрироваться в “Одноклассниках”, они с трудом поймут о чем ты. 

Мы используем все доступные форматы для информирования своих зрителей. Разве что в рупор не кричим “Здесь есть театр”

Если взять наше здание, такое какое есть, и перенести в Петербург, одна бы экскурсия по театру пользовалась огромным спросом. Чего только стоят наш петушок и чугунный корабль над входом. Зритель, приходя в театр, часто его не замечает. Вы видели огромные планеты в цветнике на первом этаже? Основной посыл художника заключался в том, что театр – это целая Вселенная!

Есть ли в театре что-то помимо классических постановок?

—  Например, День именинника , который проходит каждое воскресенье. Маленький именинник со своими друзьями отправляется в сказочное путешествие по театру. Сценарий пишется индивидуально, под каждого ребенка. Вот и в прошедшее воскресенье была компания друзей-мальчишек, которые отправились в путешествие вместе с Котом в сапогах. После квеста родители могут устроить чаепитие в нашем буфете. На протяжении всего приключение детей сопровождает фотограф, пока родители накрывают на стол. 

Недавно прошла “Ночь в театре”. Подобные мероприятия часто проводят в других городах, но в Северске мы сделали это впервые. Работали больше двух месяцев.  Людей было ограниченное количество, всего 40 человек. Больше просто не могли, весь театр был задействован, включая подвал и гримёрки. Программа проходила с восьми вечера до двенадцати ночи, а в конце представления зрители попробовали себя в роли актёров и разыграли сказку на сцене. 

Еще реализовали успешный проект “Я никогда не…”.  Нашли людей из Северска, которые никогда не были в театре. Было три категории: совсем малыш, подросток и взрослый. Например, нам написала 14-летняя девушка, которая никогда не была в театре. Когда их класс ходил, она всегда отказывалась. На премьере постановки “За пределы джунглей” ее посадили на первый ряд в середину зала. Она увидела театр, познакомилась с художниками, бутафорами и режиссером. Увидела, как рождается спектакль, как его репетируют и конечный продукт. В августе мы планируем снова запустить этот проект.

Почему, выбирая между кино и театром, зритель должен прийти в  театр?

— Кино — это пленка, все сцены уже сняты, ты видишь одинаковую картину. Каждый раз пересматривая спектакль вы уходите с абсолютно разными эмоциями. От наполняемости зала и отдачи зрителя, спектакль может жить по-другому. Перед вами живые люди, которые здесь и сейчас выкладываются на сто процентов. 


Сейчас в Instagram театра проходит конкурс “Театр – это радуга эмоций!”. Нужно запечатлеть эмоцию ребёнка на камеру, после спектакля и опубликовать с отметкой театра. Можно выиграть абонемент в театр или сертификат на участие в новой развивающей игре. 1 июня организаторы подведут итоги. Время еще есть, а участие в конкурсе – это отличная возможность посетить театр, вместе со своими детьми, если вы давно там не были. Освежить воспоминания или просто заново открыть для себя театральное искусство нашего города.

Ксения Таран
фото автора и из архива СТДЮ