Константин Кудояров: «Невозможно быть артистом, не любя свою профессию!»

Поделиться

Он собирался стать экономистом, получал образование, а потом вышел сыграл в спектакле. И его жизнь изменилась! Через несколько лет Константин Кудояров понял, что без сцены не может, и стал артистом северского молодежного театра «Наш мир». И потом появились они – его герои, разные, но при этом притягательные. Увлеченный, влюбленный юноша в «Этих свободных бабочках», растерянный запутавшийся Эрик в «Визите инспектора», резкий, уверенный бродяга в спектакле «Прежде чем пропоет петух»… Все образы, созданные Константином, и не перечислишь, поскольку он играет в 12 спектаклях «Нашего мира», хотя в театре всего 4 года. Мы решили познакомиться с молодым артистом поближе, и узнать, почему он предпочел сцену, а не экономику, чем ему интересны те или иные роли, что помогает актерам развиваться.   

– Константин, когда Вы увлеклись театром?
– Любовь возникла еще в детстве. Мама работала в Северском музыкальном театре художником по свету, и постоянно брала нас с братом на работу. Мы столько спектаклей пересмотрели! Атмосфера театра оказалась мне близкой. На сцену я впервые вышел еще ребенком, в массовке одной из постановок. Потом поступил на экономический факультет, не собирался становиться артистом. Но с театром не расставался, около четырех лет проработал осветителем в музыкальном театре. А в вузе с первого курса стал принимать участие во всех мероприятиях, однажды режиссировал посвящение студентов. Сейчас понимаю, мне всегда нравилась сцена, но я не думал, что буду заниматься театром профессионально.

– До профессиональной сцены Вас довело пение?
– Можно сказать и так. Хотел попробовать себя в качестве солиста-вокалиста, пришел на прослушивание к Виктору Викторовичу Шошину, художественному руководителю театра «Наш мир». Он занимался еще и музыкальными проектами. Наверное, я спел не очень удачно, но меня запомнили и предложили поближе познакомиться с театром, стали звать на спектакли, и в один прекрасный день в 2013 году предложили поработать с «Нашим миром».

– Вам предложили роль?
– В спектакле «Прежде чем пропоет петух». До премьеры оставалось полтора месяца. Это была первая постановка на новой площадке, театр только-только переехал в ДК имени Островского. Я делал то, что от меня требовали, и понимал, что мне действительно нравится сцена. Играл роль студента, и сам в то время учился, это помогало, мне не нужно было ничего придумывать.

– Все равно без опыта нелегко… Как удалось освоиться в новой профессии?
– Конечно, пришлось сложно, но мне очень помогали и режиссер спектакля Геннадий Шошин, и все артисты. И Виктор Викторович, который привел меня в театр, верил и верит в меня, возможно, даже больше, чем я сам. Благодаря ему я стал получать роли, хотя к некоторым, как мне казалось, был не готов. Но мне задают планку, я принимаю вызов. Развитие для артиста важно, и наш художественный руководитель это прекрасно понимает. Я не боюсь браться за сложные роли. Жизнь у нас одна, и что я теряю, если соглашусь на авантюру? Может, и не получится идеально, зато будет новый опыт, а профессионализм приходит со временем. Если следовать за своей мечтою, то, я считаю, обязательно добьешься успеха. Для меня, как и для многих людей, очень важно реализовать себя в своем деле.

– Уже после первой роли Вы поняли, что теперь главным в вашей жизни станет театр, или какие-то сомнения еще возникали?
– Сомнения были, и у творческого человека они всегда будут. Постоянно задумывался над вопросом, что я здесь делаю, есть ли смысл продолжать дальше служить театру… Тем более, я же потратил столько лет на высшее экономическое образование. Но понимал: не хочу работать экономистом, я люблю сцену. С каждым годом все больше убеждаюсь, это мое. Жизни без сцены для себя уже не представляю.

– Так изменить свои жизненные планы – это было непростым решением?
– Есть установки, обычно их программирует общество, родители: получи хорошее образование, работай по специальности. Сначала следуешь им, а потом может так случиться, что ты поймешь: не хочу тратить на эту профессию свою жизнь. Тогда начинается сложный процесс борьбы с самим собою, с установками и стереотипами. Я нашел в себе силы заняться тем, что мне действительно близко. Зачем тогда жить, если мучиться годами на нелюбимой работе?! Я не говорю, что все должны увлечься творчеством, каждому свое. Но когда работа дает тебе кураж, когда ты погружаешься в свое дело полностью… Наверное, это самое большое счастье в жизни! Конечно, возникают трудности и сомнения, но я стремлюсь с ними справляться и идти вперед.

–  Собираетесь ли получить актерское образование?
– Думаю поступить в Новосибирский театральный институт, скоро экзамены, к ним готовлюсь. Буду учиться заочно, совмещать образование с работой в театре.

– Задумываетесь ли Вы, став актером, о своем образе, о внешности?
– Артист – он выступает на сцене, поэтому должен всегда хорошо выглядеть, нравиться зрителям, а не отпугивать, какую бы роль ни играл. Даже если это бродяга, измазанный грязью, все равно нужно, чтобы ему симпатизировали. Надо следить за собой, всегда быть в форме. Я имею в виду не только физическую, но также и пластику, и речь. Постоянно нужно этим заниматься, Не бывает так, что тебя чему-то научили, ты овладел этим знанием и положил его «на полочку». Без занятий навыки теряются, а актер должен всегда быть в тонусе.

Работа над ролью продолжается постоянно

– В спектакле «Прежде чем пропоет петух» Вы дебютировали. А как дальше развивалась Ваша актерская жизнь?
– Следующую роль сыграл в детской музыкальной сказке. В ней мне нужно было петь, танцевать и даже играть на балалайке. Это тоже был интересный опыт, быстро пришлось познакомиться с этим инструментом. Я умел играть на гитаре, но балалайка – это другое. Освоил ее для роли.

– Чему еще Вам пришлось научиться для разных ролей?
– Актер – это постоянная работа над собою. Много работал над пластикой, есть спектакли, где нужно танцевать…

– В репертуаре «Нашего мира» – пластический спектакль «Offелия», где Вы играете одну из главных ролей, Гамлета…
– Про этот спектакль можно говорить долго! Он интересно возник. Московский режиссер нашей детской постановки «Африка» Елена Епихина работала вместе с московским хореографом Никитой Чуриловым. На областной «Маске» тот спектакль жюри отметило, присудило нам приз за лучшую сценографию. А на обсуждении нам сказали: «Все артисты хорошо двигаются, вам можно подумать о пластическом спектакле». И вскоре наш художественный руководитель пригласил на постановку Никиту Чурилова. Так родился пластико-драматический спектакль «Offелия» по мотивам «Гамлета» Шекспира. По версии режиссера, история рассматривается со стороны главной героини – Офелии. Хореография в постановке сложная. Мне пришлось играть одну из главных ролей в этом спектакле, я сначала был не совсем уверен, что ее потяну. И в театре недавно, и танцами почти не занимался. Началась упорная работа над собою. Она до сих пор продолжается…

– В чем она заключалась?
– На репетиции приходил за 1,5 часа до начала, и уходил позже всех… Мы подолгу учили сложные хореографические связки, за час репетиций становились абсолютно мокрыми от пота. И так было каждый день, работали без выходных.

– Расскажите подробнее об «Африке», которая получила призы последней областной «Маски».
– По-моему, это философская история о нашем восприятии этого мира, можно ее по-разному трактовать. Размышления о том, что такое детство, и как ребенок воспринимает этот мир, предметы и людей, которые нас окружают, о том, что меняется, когда люди взрослеют. Это машина времени, возможность окунуться в детство, включить немного воображения, и оживить вещи, которые нас окружают. Действие в спектакле происходит в Африке. И задача актера – там мысленно оказаться и тем самым погрузить зрителя в эту атмосферу.

– Зимой в «Нашем мире» состоялась премьера психологического детектива «Визит инспектора» по известной пьесе Пристли, где у вас роль Эрика, младшего сына. Чем Вам запомнилась эта работа?
– Одна из противоречивых ролей… Для меня она очень сложная, работаю над нею постоянно. Казалось бы, рисунок роли давно простроен. Но готовишься к спектаклю – и всегда возникают новые вопросы. Я не «цементирую» результат, который однажды получился, нахожусь в постоянном поиске. Мой герой переживает такие сильные чувства, столько эмоций… Каждый раз, когда наступает финал «Визита инспектора», затемнение, то я стою и ничего не понимаю, что происходит. Спектакль заканчивается, а я еще какое-то время еще нахожусь в состоянии шока, переживания.

– Что сегодня можно сказать о «Нашем мире»? Со стороны он производит впечатление очень дружного театра.
– Коллектив всегда очень важен, мы, конечно, общаемся не только в рамках нашей профессии, но и неформально, обсуждаем разные темы. Дружеские отношения в театре идут «в плюс». Мы постоянно друг с другом взаимодействуем. Важны доверительные отношения. Ни в одном театре не бывает все гладко. Артисты – люди эмоциональные, у всех свое мнение, свой багаж знаний. Но так только интереснее!

– А у вас веселый театр? Вам весело ходить на работу?
– Временами весело, временами нет. Без юмора сложно, и я с удовольствием хожу на работу, но нельзя же все время веселиться! Можно просто не грустить… Разные эмоции по-своему интересны, здорово ощущать всю палитру чувств.

– Тяжело ли сегодня быть в Томской области артистом? Фестивалей нет, гастроли редко, аншлаги в театре случаются не так уж часто…
– Хочется, конечно, больше гастролей, другие площадки всегда открывают в спектакле что-то новое. А фестивали – огромный стимул для развития, дополнительной работы над ролью. Когда чувствуешь, что тебя будут оценивать специалисты, это всегда мотивирует. Важны и мастер-классы. В прошлом году к нам приезжала Вахтанговская школа, очень здорово, что это произошло. Но такие проекты зависят не только от театра, без поддержки со стороны города они невозможны.

За энергией – в горы!

– Что в Вас изменилось после того, как вы стали артистом?
–  Это потрясающая профессия! Банально, но через работу в театре я познаю жизнь и самого себя. И еще чьи-то чужие жизни проживаю… Конечно, такая работа не может не отразиться на восприятии мира и окружающих. Кроме того, я постоянно наблюдаю. За людьми, за явлениями природы, за событиями в мире. Идеи, полезные для ролей, берутся откуда угодно. Посмотрел хороший фильм – запомнил определенные моменты. А через полгода его пересмотрел – открыл для себя что-то новое. Меняется твое восприятие, и на другие вещи начинаешь обращать внимание, которым прежде не придавал значение. Люди – тоже потрясающий источник информации, наблюдая за ними можно столько всего подчерпнуть для себя.

– Что еще, кроме постоянного тренинга и наблюдения, актер может делать для своего развития, для вдохновения?
– Надо побольше мечтать и ставить глобальные цели. И надо любить свое дело, либо бросать его. Невозможно быть артистом, не любя свою профессию…

– Вы быстро переключаетесь после спектакля, возвращаетесь в реальную жизнь?
– Стараюсь все эмоции оставить на сцене, а дома быть самим собою.

– У вас театральная семья?
– Жена в театре не работает, но всегда старается прийти к нам на премьеру. Очень любит наш театр, но в другие мы тоже ходим с удовольствием – бываем в Музыкальном театре, в СТДЮ, в томском ТЮЗе. Хочется следить за тем, что делают коллеги. Сына в театр пока не водим, ему всего год, еще рано смотреть спектакли.

– Какие у вас в жизни есть увлечения, не связанные с театром?
– Горы! Путешествуем своей компанией, с друзьями. Бывали в горах Тянь-Шаня, в Памире, на Алтае… Мне непременно надо бывать на природе, это замечательная возможность расслабиться, побыть наедине с собою, отвлечься от городской суеты. Для меня лучше места, чем горы нет.

– Они заряжают энергией?
– Да, словно какая-то перезагрузка происходит, и вся лишняя информация, которая крутится в голове, за ненадобностью стирается. С гор ты спускаешься посвежевшим, с открытой душою, готовым воспринимать что-то новое, с жаждой знаний и открытий.

автор Мария Симонова