С Днем народного единства!
О том, что данный праздник стоит отдельного представления показал опрос ВЦИОМ: половина россиян не считают эту дату праздничной. Кроме того, 43% опрошенных заявили, что не помнят или не знают, как именно он (праздник) называется. Эти данные опубликованы газетой “Коммерсантъ”.
К слову, самыми аполитичными городами оказались Москва и Санкт-Петербург. Для 60% жителей обеих столиц – это “просто выходной”. И это в Москве, где на разгон облаков в этот день планируют потратить 200 млн. рублей.
Как показал опрос, граждане нашей большой страны в целом плохо понимают, что за праздник, отмечается 4 ноября. Так, например 43% респондентов не помнят или вообще не знают, как она называется, а 16% от общего числа опрошенных затруднились ответить, праздник ли 4 ноября.
Только 12% опрошенных смогли воспроизвести его точное название – День народного единства. Чаще всего люди уверены, что это “день единства” (13%), 8% считают, что в этот день отмечают “независимость” России, а еще 4 % заявили, что это день Конституции России.
Кроме того, 1% опрошенных считает, что 4 ноября Россия отмечает “день освобождения от поляков”, 2% – что на этот день перенесена годовщина Октябрьской революции.
Исследователи отмечают, что существует некий социологический парадокс – в целом люди признают важность государственных праздников, но на личном уровне все же рассматривают их как дополнительный день для отдыха.
∗ ∗ ∗ ∗
Праздник был учрежден в 2005 году и с этого момента является выходным, однако многие россияне до сих пор не знают, что произошло в этот день и что именно мы отмечаем.
Что произошло в этот день?
Дата праздника была выбрана не случайно — исторически День народного единства связан с далекими событиями начала XVII века, когда в 1612 году Москва наконец-то была освобождена от польских интервентов.
На рубеже XVI-XVII веков в России произошла вереница трагических обстоятельств, и эта эпоха вошла в историю под названием Смутное время. Историки считают, что непосредственной причиной Смуты стало прекращение династии Рюриковичей. Положение осложнилось также крайне неблагоприятной внутриэкономической ситуацией и иностранным вторжением.
По призыву Святейшего патриарха Гермогена, погибшего от рук поляков за свою верность Православию и причисленному к лику святых, русский народ встал на защиту родины.
Первое ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.
Затем в сентябре 1611 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации ополчения. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский.
Из Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья.
Программа народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство польского королевича Владислава), а также создание нового правительства.
Под знамена Минина и Пожарского собралось для того времени огромное войско, которое в марте 1612 выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю, где был создан временный “Совет всей Земли” — правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.
Во всенародном ополчении, для освобождения Русской земли от иноземных захватчиков, участвовали представители всех сословий и всех народов, входящих в состав русской державы.
Со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны — дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал царем Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.
Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.
В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Почему праздник называется День народного единства?
Одним из объяснений того, почему было выбрано такое название, может служить пояснительная записка к проекту закона о введении нового праздника:
4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе