Взгляд дилетанта. Северск. Часть 2.
Взгляд дилетанта. Северск. Часть 1.
Вернёмся обратно с деиндустриализации. Важно понять, что промышленность в принципе никуда не исчезает: она переезжает, меняет свой профиль, внешний вид, сотрудников и собственников, но в конечном итоге остаётся.
Как известно, в правильно заданном вопросе уже есть часть ответа и чтобы приблизится к возвращению рабочих мест зададим вопросы верно.
- Куда (города, страны) переезжает промышленность?
- Какая это промышленность, из какой отрасли хозяйства?
- Что является ключевым фактором для переезда?
- Можем ли мы повлиять на это тем или иным образом?
- Какие новые виды производств появляются?
- Какие из них могут быть размещены у нас?
Не стану утомлять выкладками, оставлю их проведение на усмотрение желающих – можете сделать самостоятельно, это очень познавательно. Всем, кто поделится интересными результатами – буду признателен. Ниже привожу итоги моих раздумий.
Крупное новое производство из привозного сырья открыть не получится. Только из того, что добывается на территории области (успешно будут функционировать предприятия, связанные с нефтью, газом и соответствующими хим.отраслям (благо ОЭЗ у Томска уже есть). Увы, но сибирских самолетов мы не увидим.
Товарные производства – всевозможные металлоконструкции, окна, кирпич, ЖЗБИ и прочее – только с ориентацией на локальный рынок, доставлять их до заказчика дальше областного центра – сильно дорого, к тому же рядом сильные новосибирские конкуренты.
Очень интересными остаются товары, требующие НИОКР и соответствующую высокую добавленную стоимость, а также информационные и интеллектуальные продукты с цифровой дистрибуцией. Основной плюс данной категории – ничем не ограниченные возможности по распространению на территории РФ и за границу.
Не забудем и про вполне реальный “Прорыв”, который скорее всего будет реализован, что благоприятно скажется на экономике Северска. Но небольшое количества рабочих мест (относительно сокращенных) и общая “закрытость” не позволит оказать влияние, сопоставимое с тем, что оказывал СХК даже 10 лет назад. Да и ядерным кластером это можно будет назвать с большой натяжкой.
Уверенно на экспорт из города/области можно производить:
- пищевые продукты, от колбасы до дикоросов в сезон, т.к. даже рынок мясопереработки в РФ при всех невероятных в него вливаниях со стороны крупных холдингов и государства (в виде поддержки) практически не производит качественного продукта, сопоставимого по качеству с зарубежным. Сравните вяленое мясо и сыровяленые колбасы из Европы с нашими и это станет понятно;
- продукты деревообработки, идущие непосредственно на производство мебели. Подготовленный просушенный массив сосны, древесные пеллеты (топливные гранулы) из отходов;
- продукция по индивидуальным заказам с упором на дизайн и качество изготовления при условии сохранении адекватной цены;
- информационные продукты – услуги по разработке дизайна, копирайтингу, маркетингу*;
- IT-продукты. Начиная от простой Web-разработки сайтов и заканчивая сложным программным обеспечением.
Если верить документу «Развитие предпринимательства в ЗАТО Северск» на 2015-2017 годы (с изменениями на 15 июля 2016 года), основной упор администрация делает на поддержку проектов следующих типов:
- деятельность по производству промышленной и продовольственной продукции;
- деятельность в сфере общественного питания;
- деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам;
- деятельность по ремонту предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
- деятельность в сфере дополнительного образования.
В четырёх из перечисленных выше сфер деятельности наблюдается явная ориентация на внутренний рынок города, что безусловно окажет положительное влияние в случае успешной реализации.
Странным образом пропущена деятельность в сфере IT-технологий, одна из наиболее динамичных и интересных в мировой экономике.
Но нас интересует пункт 1 – “Производство промышленной продукции”.
По моему мнению сотрудникам администрации следует пояснить, что конкретно имеется в виду под этим понятием, или же они желают видеть реализованным, а также разработать программы поддержки конкретных видов бизнеса, как это делают бизнес акселераторы в остальной России.
Почему именно так – спросите Вы, ведь фонды созданы, есть какие-то гранты и т.д… Потому что в нынешнем виде это слишком сложно! Невероятно сложно!
Чтобы хоть как-то попасть в первый пункт программы соискатель поддержки должен знать на старте следующие вещи:
- что именно он будет производить;
- какие ресурсы для этого потребуются;
- логистику поставки ресурсов;
- рынок сбыта, для составления верной маркетинговой стратегии;
- правила продвижения продукта на рынке;
- прототип изделия и опыт продажи;
- необходимый минимальный бюджет на реализацию.
И это необходимый минимум для открытия производства и получения софинансирования и инвестиций. Такую задачу может решить только человек, или инициативная группа, обладающие необходимыми компетенциями. Фактически это успешные бизнесмены-промышленники, которых в городе нет. Или же автору они не известны.
Обычно, начинающие предприниматели знакомы только с 1-ым и 2-ым пунктами (и то в общем), чего недостаточно даже для старта. Благоприятная среда имеется в соседнем Томске, но уйдя туда – обратно никто уже не вернётся, как бы этого не хотелось.
Создание подходящей, удобной и доступной среды в городе – первое, чему стоит уделить внимание. Т.к. конкуренция за специалистов сейчас огромная и многие покидают Северск так и не поняв, где они могут применить свои знания и навыки. Выбор простой – для получения результата бегать придётся много и там и тут, но “там” – уже есть интересные предложения и большое количество возможностей.
Объединение на одной площади офисной структуры, рабочих мест, консультационных центров, а также тех. площадок со средствами производства стало бы значительным шагом к созданию такой среды. К данному вопросу следует подходить крайне неспешно, дабы минимизировать расходы на создание и поддержку подобного пространства и только при наличии глобальной стратегии развития. Иначе можно не дождаться результатов, т.к. нужные люди появляются не сразу.
“Думай глобально – действуй локально”. Использование этого принципа помогло вырасти многим известным компаниям, уделявшим внимание мелочам, но при этом сохранявшим в фокусе основную цель.
Взгляд дилетанта. Северск. Часть 3.
Павел БОРОДИН