ЖКХ: спрашивали – отвечаем

Поделиться

В комментариях к последней статье нашего блогера Алексея И был задан вопрос от Александра.

Здравствуйте, Алексей! Вы пишите, что “Была проведена большая работа по устранению незаконно размещенной рекламы как на фасадах, так и близ магазинов на первом этаже”. Расскажите, пожалуйста, подробно, в чем заключалась эта работа – поэтапно, где искать правовую информацию по этому вопросу (магазины на первом этаже МКД – реклама и вывески на пристроенных входах, окнах, лоджиях). Спасибо.

ОТВЕЧАЕМ

Александр, добрый день. Спасибо за вопрос.  Предлагаю Вам изучить вот этот материал. Там есть ссылки на нормативные документы. Если он будет для вас сложный в понимании, попробую более понятно объяснить.
Но обращаю ваше внимание на то, чтобы вы не путали общее имущество и частное. Реклама, расположенная в оконном проеме – расположена на частном имуществе (что входит в состав общего имущества: Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491( с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/12148944/ ).
Я начинал работу по устранению незаконно установленной рекламы с приема у директора УК. Написал заявление с требованием разобраться с незаконно установленными рекламными конструкциями. Далее УК от себя, на основе моего заявления, отправила запрос в Администрацию города в КАиГ (комитет архитектуры и градостроительства). Те в свою очередь дали ответ, что разрешения на установку рекламных конструкций не давали и что ими были направлены предписания собственникам этих конструкций о их демонтаже. Некоторые собственники добровольно снимали свою рекламу, некоторые противились, тогда включалась в работу АТИ (административно-техническая инспекция), в чью компетенцию входит привлечение к административной ответственности. Так в течении 7-8 месяцев мы убрали всю незаконную рекламу с фасада дома. Также я ходил на прием к начальнику КАиГ, для разъяснения, что является рекламой, а что нет (сделал фото всех баннеров на доме), после чего предлагал собственникам рекламных баннеров оформить их надлежащим образом и не снимая их, платить арендную плату, согласно решению собственников, оформленное соответствующим протоколом. Но все предпочли снять. Сейчас, мало кто желает размещать рекламу с соблюдением всех правил, но желающие находятся.

Для изучения:
О рекламе в ЖКХ.
1. Рекламные конструкции и вывески на фасаде многоквартирного дома.
Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).
В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»).
В силу п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г.
№ 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»).
ФАС России в письме от 15.03.2010 г. № АК/6745 также указал, что размещение вывески магазина на многоквартирном доме не требует дополнительного согласования с собственниками помещений.
Статьей 44 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе посредством заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, должно быть принято общим собранием собственников многоквартирного жилого дома.
Однако законом прямо установлена возможность принятия такого решения на общем собрании собственников помещений об использовании общего имущества дома, определении размера платы лишь при использовании имущества для установки и эксплуатации другими лицами рекламных конструкций, но не в случае размещения информации в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей.
Поскольку размещая именно такую информацию в соответствии с требованиями этого Закона, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами указанного Закона, ни нормами Жилищного кодекса РФ не предусмотрено, в связи с чем такое лицо не может быть признано обогатившимся за чужой счет, и оснований для применения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется (Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2014 г.).
По вопросу платы за вывески имеется и другая судебная практика.
В условиях принятого в установленном законом порядке большинством голосов собственников помещений многоквартирного дома решения о взимании с ответчика платы за размещение на фасаде жилого дома спорной вывески, отсутствия со стороны ответчика действий, направленных на оспаривание такого решения, а равно его актуальности и обязательности для исполнения, не имеют правового значения возражения апеллянта, полагающего, что у него отсутствует не только обязанность ежемесячно производить оплату за размещение вывески на фасаде, но и пол
учать у собственников жилого дома разрешение на ее размещение. Иными словами, принятое общим собранием и не оспоренное в судебном порядке ответчиком решение, устанавливающее плату за размещение вывески и размер этой платы, является достаточным основанием для признания требования истца в соответствующей части правомерным и его удовлетворения (Дело
№ А50-25057/2015).

2. Размещение рекламы внутри многоквартирного дома.
При размещении рекламы на общем имуществе дома необходимо получение согласия собственников помещений. В случае несогласия собственника имущества с размещением рекламы третьими лицами он вправе запретить такое использование имущества либо устранить рекламу с соответствующей поверхности за счет разместившего ее лица или самостоятельно с последующим взысканием расходов (Письмо ФАС России от 16.12.2014 г. № АК/51980/14).

3. Реклама в платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации. В данном случае Общество навязало потребителю рекламную информацию, не предусмотренную пунктом 69 Правил № 354 и договором энергоснабжения, не предоставив возможность отказаться от её получения, поскольку разместило её на оборотной стороне платежного документа (Дело № А43-29664/2015).

Алексей И