“Бойцы невидимого фронта”- бухгалтерия театра

Поделиться

Продолжаем знакомство с лауреатами конкурса “Бойцы невидимого фронта”, организованного театром куклы и актеры имени Р. Виндермана «Скоморх».

Сегодня мы представляем вам работу Дарьи Глущенковой, ученицы северской школы № 90.


Их работа — тоже творчество!

Эти девушки давно могли бы найти другую, более денежную, работу, ведь они прекрасные специалисты! Но их что-то держит в театре… Что же это?

Это, действительно, сложный вопрос, на который они даже сами, кажется, не знают ответа. На самом деле все очень просто: они любят свою работу и считают ее не менее творческой, чем работа актера. Но обо всем по порядку…

Распределение ролей

Ирина Анатольевна Шалыгина – экономист Томского областного театра куклы и актера «Скоморох». Как только Центр занятости в 2010 году предложил ей эту вакансию, она сразу же согласилась.
“Работа экономиста обширна, и на каждом предприятии есть свои особенности, – рассказывает она. – Когда специалист приходит, он адаптируется под условия, в которых будет работать. Так и у нас в театре. Например, сейчас все закупки происходят в сети Интернет, поэтому нужно постоянно обучаться, чтобы успевать за прогрессом. Ну а вообще, главное, что моя работа рядом с домом! Экономическая выгода для семьи, можно сказать, – шутит Ирина. – Дом, школа, работа – все в одном районе. И за детьми удобно приглядывать”.

Чего же еще может не хватать? Конечно, подруги! Так, Елена Борисовна Шильникова – высококвалифицированный специалист и по совместительству подруга Ирины Анатольевны – тоже оказалась в «театральных сетях» «Скомороха». Только в роли бухгалтера. Сейчас Елена совсем не жалеет о том, что согласилась на предложение, и с удовольствием работает в театре уже почти 2 года.
“Бухгалтерская работа, как и работа экономиста, приобретает свою специфику, – объясняет она. – Из материалов, которые закупаются на основные средства, создается спектакль: пошив костюмов, изготовление кукол. И когда я иду на премьеру спектакля, то смотрю уже не как простой зритель, а как бухгалтер: “Ага, вот эта тряпочка пошла вот на этот костюм, вот этот материальчик – вот сюда. А эту бусинку мы почему не учли?!” Получается, я оцениваю спектакль с практической точки зрения, – смеется Елена. – Нужно, чтобы все закупленные материалы были задействованы, потому что это учет!”.

Какой коллектив без юриста? Эту ответственную должность в театре занимает Елена Петровна Морозова. До того, как судьба привела ее в «Скоморох», Елена успела немного поработать в театре драмы, поэтому актерский коллектив не стал для нее открытием.

Возглавляет же отдел главный бухгалтер Римма Викторовна Волошина.
“Это очень важный человек, – говорят о своем руководителе девушки. – От того, как она проконтролирует, проверит и сделает отчет, наверху складывается мнение об эффективности работы нашего театра”.

Внутренняя кухня

Кто финансирует постановки спектаклей? Ответ прост: «Скоморох», как и все театры страны, выполняет государственное задание. Учредитель – Департамент по культуре и туризму Томской области, который ежегодно регламентирует число постановок, количество зрителей, которые должны посетить театр, среднюю заполняемость зала. В конце года театр должен отчитаться о выполнении всех показателей. На это выделяется субсидия из областного бюджета. А в случае невыполнения задания в полном объеме, субсидию снимают и получается, что театр должен вернуть эти деньги. А деньги бюджетные, государственные, за них всегда нужно отчитываться. И занимается этим нелегким делом главный бухгалтер «Скомороха» совместно с экономистом.

Есть и собственные средства, например, от продажи билетов. Нередко театр отрабатывает сверх госзадания, и появляются средства на постановку новых интересных спектаклей и развитие существующих.

Спектакли разные. Есть «театр на подушках» и спектакли для детей, есть постановки для взрослых. Соответственно и создание таких спектаклей требует разного объема финансирования. Так, стоимость постановки театра на подушках варьируется от 20 до 300 тысяч рублей!

Специфический коллектив

Ежегодно актеры «Скомороха» отыгрывают по 284 спектакля. Казалось бы, весь отдел финансирования постоянно находится в театре, а, значит, девушки первыми видят все спектакли. Но, увы! Все не так просто.

“Мы действительно любим театр и, так скажем, по долгу службы находимся здесь с утра до вечера, – объясняет Ирина. – Мы стараемся посетить все премьеры, но нередко попадаем в ситуацию “сапожник без сапог”. Порой получается, что мы единственные, кто не видел спектакль”.

64 человека – полный штат театра, частью которого, естественно, являются и актеры. Девушкам всегда интересно находится и работать рядом с творческими ребятами. Один может раскрыться в одном спектакле, другой – в другом, они постоянно учатся, поэтому трудно выделить самого любимого.

“Актеры – это маленькие дети. Они живут в своем творческом мире и порой не могут написать бумажку, правильно прочитать документ, понять, почему в расчетном листе такие циферки. Они всегда приходят к нам, носик опустят и спрашивают: “А почему тут? А помогите здесь”, – тепло улыбается Елена Петровна. – Поэтому мы всегда, чем можем, пытаемся помочь. На самом деле, театр – это очень специфический коллектив. Это особое, очень интересное место. С актерами мы ежедневно не пересекаемся, у них выходной в понедельник, а мы только на работу выходим. Но все актеры “Скомороха” – это молодые, прикольные, задорные, идейные ребята”.

“Да, работать с ними, конечно, очень весело, – подхватывает Ирина. – Особенно, когда они придумывают наши праздники. Это не просто так встать перед столом! Все очень театрально, интересно. Все капустники и поздравления готовят сами актёры и режиссеры. В такие моменты кажется, что мы бесплатно пришли в театр. Мы, можно сказать, простые люди, живущие реальной жизнью, зажигаемся рядом с ними. Так что да, с ними действительно весело!”

Это тоже творчество!

Театр – это большой механизм, будто часы. Если один винтик не будет работать, то вся система перестанет функционировать. Поэтому любая должность, любой человек очень важен.

“С виду может показаться, что мы статисты, – говорит Ирина. – Берем цифры, ставим то, что есть. Но я точно могу сказать, что работа в нашем отделе тоже творческая. Допустим, приобретаются материалы, и мы думаем: “А по какому коду мы их проведем?” Это же тоже определенная игра: игра с цифрами. Мы думаем, как эти цифры пройдут, мы думаем, как мы будем списывать эти материалы. Ведь есть разные варианты. Это тоже своего рода творчество!”.

Именно с этого отдела и начинается постановка спектакля. Эти женщины – фундамент для будущих постановок, без них спектакля просто не случится. Они, как серые кардиналы, руководят работой театра и остаются незаметными. Но теперь мы знаем, что их работа – тоже творчество!