Доцент Молоков: “Ученый должен сохранить в себе любознательность ребенка”

Поделиться

 

В последнее воскресенье мая в России отмечают свой профессиональный праздник последователи Ломоносова и Менделеева. В этом году День химика пришелся на 30 мая. 

В преддверии этой даты мы встретились с героем нашей специальной рубрики “Ученый говорит” – доцентом кафедры “Химия и технология материалов современной энергетики” Северского технологического института НИЯУ МИФИ Петром Борисовичем Молоковым. Интересы его научной работы связаны с гидрометаллургией урана, золота и других редких и рассеянных элементов, разработки технологий их совместной переработки, а также аналитического сопровождения данных процессов. Результаты его работ имеют практическое применение на предприятиях нашей страны. 

– Петр Борисович, пожалуй, химию сложно отнести к популярным среди школьников предметам.  И, тем не менее, много людей “нашли себя” и реализовались именно в химической отрасли, стали профессионалами в этой отрасли. Как случилось, что Вы связали свою жизнь с этой наукой?

– У меня как раз химия была одним из любимых предметов в школе. Конечно, это благодаря учителю – Тамаре Николаевне Садовской. У нас в школе предмет химия начался на год раньше и соответственно закончился на год раньше. В одиннадцатом классе, когда встал вопрос, а куда же собственно пойти учиться после школы, именно Тамара Николаевна, подсказала идти в Северский технологический институт. Я пошел на подготовительные курсы. Но сомневался. Во-первых, потому что думал, учитель нам всю химию уже рассказала. Что там может быть нового? Что могу открыть? А потом понял, что в науке еще много неизвестного и есть что изучать, открывать. Во-вторых, в то время был стереотип, что после окончания нашего вуза дорога лежит лишь на производство, а завод меня не привлекал. 

– Вы именно по этой причине выбрали аспирантуру вместо распределения на предприятия? 

– Отчасти. У нас была очень сильная группа – при 30 поступивших, более 20 ребят окончили вуз. Многие, кстати, попали по распределению на СХК. В 2005 году была тема с трифторидом азота – строилось новое предприятие. А мне за время учебы удалось попасть на оплачиваемую практику на золотоизвлекательную фабрику. После приезда написал диплом и поступил в аспирантуру. 

Когда учился в аспирантуре, пришло предложение выполнить хоздоговорную работу, связанную опять же с золотом. Мы с научным руководителем отправились на рудник в Амурскую область. Там мне предложили работу. Я был мастером участка технологических исследований. Несколько лет я совмещал учебу в аспирантуре, преподавание в вузе и работу. 

– И Вы сделали выбор в пользу преподавательской и научной деятельности?

– Мне интересно постоянно двигаться вперед. Открывать и узнавать что-то новое. А на тот момент я понимал, что там моя работа на фабрике завершена. 

– Буквально в марте Ваша образовательная программа прошла профессионально-общественную  аккредитацию. Чем она отличается от государственной аккредитации? И как оценивается программа?

– Различия существенные. Совершенно другой фокус. Если при госаккредитации – это соответствие определенным критериям, установленным государством – прежде всего, чтобы все бумаги были в порядке. Такая аккредитация, к слову, предстоит нам в конце этого года. 

В преддверии этого события мы заявили свою образовательную программу на профессионально-общественную аккредитацию. Это дело добровольное. В аккредитации участвуют по сути дела работодатели наших будущих выпускников. Например, в нашей аккредитации принимали участие сотрудники АО “СХК”. Они смотрели и материально-техническую базу, и учебный план, и рабочие программы – достаточно ли предметов, чтобы сформировать необходимые компетенции. То есть они оценивали программу со стороны производственника. Да, были замечания. И я с ними согласен. Например, нам нужно расширить номенклатуру приборного оборудования. У нас много аналитического оборудования, но нет предела совершенству. 

Волновался очень сильно. Мне важно, что мы получили оценку – наши выпускники годны для работы на серьезных производствах.

– СТИ плотно сотрудничает с  Сибирским химическим комбинатом. Расскажите, какие научные разработки ведет ваша кафедра для комбината? 

– Партнерство между вузом и СХК – это приятный симбиоз. Вуз это место для общения и открытая площадка, в отличие от Сибирского химического комбината. И если есть необходимость для подготовки их специалистов, например, к AtomSkills, то к нам всегда можно прийти и потренироваться с той же “бюреткой”. При этом мы что-то подсматриваем у них с точки зрения практической подготовки и затем внедряем это в свою учебную программу. Думаю, что за время нашего сотрудничества мы почерпнули у них очень многое. Считаю, что чемпионаты профессионального мастерства – это спорт высоких достижений, о многом не написано в учебниках и навыки можно “натренировать” только в результате упорной практической подготовки.  Приятно, что мы всегда можем быть на связи с практиками. 

Что же касается хоздоговорных отношений, то не секрет, что сегодня СХК – это ключевое предприятие в России, где осуществляется производство гексафторида урана и нашей кафедре интересны все процессы, которые протекают при превращении оксидов и других соединений в конечный продукт. Это и производство фтороводорода, фтора и различные варианты совершенствования процесса фторирования урана. Поэтому работы связаны с этими направлениями нам интересны. Также на площадке АО “СХК” реализуется проект “Прорыв”, направленный на создание новой технологической платформы атомной отрасли с замкнутым ядерным топливным циклом. И у химиков в этом проекте достаточно много новой и интересной работы. Рад, что нам удается принимать участие и в этом направлении.

– Возвращаясь к образовательной программе кафедры, как Вы сами ее оцениваете? 

– Программа кафедры у нас максимально насыщенная. Если бы можно было еще лучше, мы, поверьте, сделали бы. Первый и второй курс – это общеобразовательные дисциплины, которые идут с максимальным погружением. После первого курса у химиков учебная практика. После третьего курса опять же возникает учебная практика – лабораторно химический анализ. Этот момент мы как раз подсмотрели у СХК – это необходимо в производстве и мы ввели в это в работу. После четвертого курса у ребят производственная практика. Как я говорю студентам, выбирайте место, как можно неподходящее для вас. Всего четыре недели и можно потерпеть. Но это выводит из зоны комфорта и может быть вы никогда не догадывались, что это направление вам по душе. А вот последующую практику после пятого курса – выбирайте место будущей работы. В идеале, чтобы выполнить диплом по теме предприятия. 

– Вы активно внедряете информационные технологии в образовательную деятельность. Как прошел год на дистанционном обучении для вашего вуза? 

– Несколько лет я был начальником управления информационных технологий и информационных ресурсов вуза. Мне еще со школы была интересна информатика. Изначально, когда мы начали внедрять систему Moodle было не все гладко, не все понимали для чего она нужна. А когда в прошлом году всех увели на дистанционное образование, наш вуз за три дня перешел в онлайн, не потеряв при этом в качестве. Все занятия, которые были, переросли в полноценные вебинары. Мне приятно, что преподаватели, особенно “старой школы”, активно влились в процесс. Занятия в онлайн – это существенное увеличение нагрузки и на преподавателя и на студента. Для всех нас это было как курс повышения квалификации, и мы с этим успешно справились.

– Чтобы связать свою жизнь с наукой, какими качествами нужно обладать?

– Нужно быть любознательным. Маленькие дети все до единого очень любознательны. Но, к сожалению, не все остаются таковыми к выпуску из школы. Думаю, что всем ученым удалось сохранить в себе это качество. 

Любовь к химии также зарождается во время проведения эксперимента. Сейчас в учебных программах школ не так много часов химии, и еще меньше лабораторных работ. Поэтому мы уже много лет в СТИ НИЯУ МИФИ организуем курсы по химии для учеников 9-11 классов, где они не только изучают теоретический материал, но и обязательно выполняют лабораторные работы.

Хочу поздравить студентов, коллег и наших друзей с Сибирского химического комбината с профессиональным праздником – Днем Химика. Ваша работа очень важна. Профессия химика бывает связана с риском и высокой ответственностью и она востребована во всех отраслях – от пищевой до атомной промышленности. Желаю Вам успехов во всех начинаниях связанных с химией как в науке так и в отрасли, вдохновения и ярких открытий.

Наталья ДЕНИСОВА