Чайный дом

История одного экспоната: бирка с головой медведя

Поделиться

 

Осенью, обычно с Покрова, медведи, накопив достаточно жиру,  залегают в берлоги. У коренных народов Сибири – хантов, селькупов, эвенков и других медведь считался священным животным, сыном верховного бога Торума. Некоторые племена, у которых медведь был тотемом, прародителем, не охотились на него вообще. У других племен при добыче медведя устраивали специальный обряд почитания зверя – медвежий праздник. При добыче медведя, его с почестями привозили в селение, укладывали шкуру с сохраненной головой и лапами на помост,  украшали голову бусами, перед мордой ставили  угощение. На праздник, который длился 5 дней и ночей, собирались гости со всех соседних стойбищ и селений. Они приветствовали медведя и исполняли в его честь песни, танцы, разыгрывали сценки и ели сваренное в больших котлах мясо. Череп медведя  после праздника вешали на дерево, а кости нельзя было разгрызать собакам или перерубать, чтобы медведь снова мог возродиться в природе.

У нас в музее есть уникальный экспонат – бирка для счета песен с настоящего медвежьего праздника хантов реки Юган. Она представляет собой четырехгранный брусок, один конец которого вырезан в форме головы медведя. На плоских гранях сделано 5 зарубок, которые обозначают 5 дней праздника. На боковых гранях сделаны зарубки по количеству песен, танцев и сценок, всего их около двухсот.  Этот экспонат в северский музей передала вместе с некоторыми другими хантыйскими вещами этнограф, доктор исторических наук Надежда Васильевна Лукина, которая занималась изучением хантов и была на этом празднике в качестве почетной гостьи. Бирка находится в витрине «Узоры народов Сибири» на постоянной историко-краеведческой экспозиции «По реке времени».

П.Е. Бардина,
этнограф, кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела археологии и этнографии МБУ «Музей г. Северска»