Как научиться слышать и понимать других?

Поделиться

 

Сегодня мы продолжаем рассказывать о недавних гастролях Северского ТЮЗа в Томске. Если в первый гастрольный день северчане представили томской публике эксцентрическую комедию «Примадонны» по пьесе Кена Людвига, заставив ее хохотать на протяжении двух действий, то на второй день театр заставил томичей всерьез задуматься. На постановку «Сотворившая чудо» (режиссер Александр Загораев) пришли те, кто привык видеть в театре собеседника, кто готов вступить с ним в диалог и поразмышлять над вещами серьезными и вечными. Например, что есть Любовь? Сострадание? Малодушие? Как научиться слышать и понимать других? Примечательно, что в зале было много молодежи, которая сопереживала героям и очень чутко реагировала на происходящее на сцене.

 

А мы вновь попросили наших экспертов – томских журналистов- поделиться впечатлениями.

Наталья БАБЕНКО:
“Постановка поднимает целый ряд очень серьезных и актуальных тем. От социальных – проблема внутрисемейных взаимоотношений, воспитания детей, невозможность найти общий язык даже с теми, кто рядом. До метафизических – слово как основа всего сущего, слово творящее и всепобеждающее, открывающее человеку огромный и удивительный мир.

Пьеса Уильяма Гибсона довольно сложная, и я прекрасно представляю, как на ее основе мог бы получиться занудный и морализаторский спектакль. Но эту сложность преодолеть удалось, спектакль смотрится на одном дыхании.

На мой взгляд, самая большая удача – пластическое решение постановки. Персонаж Ланы Девяшиной, слепоглухонемая девочка, она может взаимодействовать с окружающим миром только через язык тела. И ее героиня Хелен Келлер придумала тот язык, который заставляет окружающих понимать ее. А вот у близких Хелен нет языка для общения с ней, поэтому до определенного момента Хелен управляет своей семьей.

И только учительница Энн Салливан пытается не только понять Хелен, но и обучить ее своему языку, а в итоге найти язык общий, который не только сделает из Хелен благопристойного ребенка (к чему так стремится вся семья Салливан), но и откроет девочке огромный новый мир.

Язык пластики и жестов, который, вероятно, в сотворчестве с режиссером по пластике Екатериной Авдюшиной, нашли для общения своих персонажей актрисы Лана Девяшина (Хелен Келлер) и Наталья Гитлиц (Энн Салливан) удивителен. Сцены пластического общения Энн и Хелен буквально завораживают. В них мучительная красота, драматизм и, как это ни парадоксально, любовь. Даже тогда, когда девочка причиняет боль своей учительнице, боится, ненавидит ее, а та, в свою очередь, вынуждена идти на довольно жесткие действия, все равно между ними есть любовь. И для меня эти исполненные любви мучительные поиски взаимного понимания стали самым главным в спектакле!”

Оксана ЧАЙКОВСКАЯ:
“Вторая вещь, которую показали нам северчане, тоже завершается счастливо, но как выстрадан этот «хэппи энд»! До самого последнего моменты ты с замиранием сердца ждешь, чем же завершится борьба юной учительницы Энн Салливан за будущее счастье ее ученицы, Хелен. Жанр спектакля, поставленного по пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо», формулируется как «экспансия сознания в двух актах». И смотреть этот спектакль для зрителя – нелегкий душевный труд. А для всех актеров – играть в нем!. Но как же мы, зрители, благодарны артистам за их труд! Особенно дуэту актрис, исполняющих роли главных героинь – Наталье Гитлиц и Лане Девяшиной. Не хочется пересказывать весь сюжет спектакля, его надо именно смотреть, сопереживая всем обитателям дома Капитана Келлера (Евгений Казаков) и его жены (Жанна Морозова). У этой пары растет дочь с диагнозом, который и врагу не пожелаешь. Девочка не видит и не слышит. Как ее обучать и развивать домашние не знали, и она выросла, не умея использовать свои вполне здоровые разум и тело. Не умея жить не то что в обществе – просто в доме среди других людей… последним шансом для Хелен и всех членов ее семьи, любящих ее, но бессильных перед бедой, становится отважная Энн. Очень сильная девушка, победившая свою беду, желающая помочь и умеющая это сделать. Если, конечно, ей не мешать заставлять душу Хелен работать. А это так нелегко. Жалеть кого-то и баловать гораздо легче, чем заставлять трудиться, развиваться, учиться. А для Хелен научиться общению с миром жизненно важно.

Когда сидишь в зрительном зале и наблюдаешь эту историю, еще не зная, трагически она закончится или нет, буквально пересматриваешь свою жизнь. Понимаешь вдруг, как много имеешь, несмотря на все свои проблемы и болячки. Проникаешься острым чувством осознания бессилия помочь таким людям. Чувством осознания, что они где-то есть, и дай Бог каждому такому ребенку свою Энн…

Бессмысленно пересказывать этот спектакль, хочется только порекомендовать его всем, кто способен смотреть серьезные вещи в театре, кто хочет думать о спектакле, думать после него.

А еще хочется отметить все достоинства спектакля. Отличная, трепетная работа актеров, красноречивая, хоть и лаконичная сценография, выразительные, монохромные костюмы. Музыка, свет, динамичные сцены – все это работает на главный эффект спектакля. Его задача – всколыхнуть чувства в наших душах. И с этой задачей актеры, которые представили нам спектакль «Сотворившая чудо», превосходно справились. Они сами сотворили настоящее чудо. Посредством театрального искусства перенесли нас в другой мир, дали прикоснуться к чужой боли, испытать катарсис от счастья за полюбившихся нам людей. Они за два часа стали нам близкими настолько, что не хочется расставаться. Мне захотелось прочесть пьесу, узнать кто еще ее ставил, кто в разных театрах играл этих людей и как. Узнать о том, как в нашей стране живут люди с таким диагнозом. И чуть более терпимо и чутко впредь относиться к тем, кто немного иной, чем ты сам.

Спасибо актерам из Северска за этот подарок, спасибо режиссеру Александру Загораеву за такие разные постановки. Приезжайте к нам еще, пожалуйста! Мы будем ждать. И, думаю, снова в зале будут аншлаги”.

Подготовила Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото Евгения Седельникова и Анфисы Макаровой