Не бойтесь дарить согревающих слов и добрые делать дела

Поделиться

21 марта театральная общественность отмечает Международный день кукольника. Именно с театра кукол начинается приобщение ребенка к таинственному и прекрасному миру театра. Именно ему, обладающему практически неограниченными возможностями, подвластны все жанры и направления. А актеры, служащие в этом театре, являются поистине универсальными, в одинаковой мере владеющими мастерством драматического искусства и искусства кукловождения. Кстати, по трудовому законодательству, их приравнивают к артистам балета: на пенсию и те, и другие из-за повышенной нагрузки выходят гораздо раньше других. Зритель, наблюдающий за рождающимся на его глазах чуде, даже не догадывается, какой тяжелый труд стоит за каждым спектаклем, за каждым движением куклы.

Зато это хорошо известно нашей героине, актрисе Северского театра для детей и юношества Тамаре Шашковой, которая не просто посвятила театру кукол практически всю жизнь, но вместе со своим мужем Николаем Шашковым стояла у самых истоков зарождения этого жанра в Северске.

Их имена неотделимы от театральной жизни закрытого города. На спектаклях Тамары Степановны и Николая Федоровича выросло не одно поколение зрителей.

Несмотря на то, что Тамара Степановна уже не работает в театре, ее по-прежнему узнают на улице, благодарят за роли, постановки.

Ее приобщение к театру кукол началось в юности. После успешно сданных вступительных экзаменов в театральную студию при Томском театре драмы Тамару пригласили на работу в Театр кукол. А так как он находился в одном здании с драмтеатром (в помещении нынешнего Томского ТЮЗа), то у нее была возможность одновременно и работать и учиться. И, если азы искусства драматического театра она постигала в студии теоретически и практически, то искусство кукловода исключительно на практике. Ей повезло: ее учителями были опытные, талантливые актеры, среди которых и ее будущий муж – Николай Шашков, артист и музыкант, пришедший в театр еще мальчишкой, в 1949 году.

– К нам, начинающим актерам, относились жестко, – вспоминает Тамара Степановна. – Мы делали абсолютно все, начиная с «принести-отнести», «сложить-убрать» и заканчивая вводом в спектакль. Сначала давали небольшие роли, потом постепенно доросла до главных. Жизнь и в театре, и в студии, да и вообще в Томске была тогда насыщенной. С театром кукол постоянно гастролировали: в Новосибирске, Барнауле, Кемеровской области. Иногда меня задействовали в спектаклях драматических, например, в знаменитой постановке «Университетская роща». В те годы зарождалось томское телевидение, и мы, студийцы, вместе с ведущими артистами постоянно участвовали в каких-то программах.

Однажды на гастролях в Красноярске яркой и талантливой чете Шашковых предложили работу в только создававшемся тогда в Красноярске-26 (ныне Железногорске) театре кукол (при музыкально-драматическом театре), пообещав квартиру и много-много интересной работы. От такого предложения было трудно отказаться. Правда, театр тот по разным причинам просуществовал недолго. Труппа развалилась, Тамару и Николая позвали в Красноярск, в Краевой театр кукол. И неизвестно, как бы сложилась их дальнейшая судьба, если бы им не позвонил ранее знакомый по Красноярску, а на тот момент возглавлявший городской отдел культуры Томска-7 Борис Чижов.

Он сообщил, что на сессии городского Совета депутатов трудящихся Томска-7 было принято решение о создании при музыкально-драматическом театре труппы кукловодов, которую возглавил завпост Анатолий Потанин, а творческое руководство взял на себя актер Владимир Зиновьев. Так что Тамара и Николай Шашковы, а также пришедшая из самодеятельного театра марионеток городского Дома пионеров (под руководством Валентины Комар) талантливая и юная актриса Люба Шохина (Усольцева) стали первыми актерами труппы кукольников. А супруги Шашковы – еще и наставниками для многих своих коллег, введя их в безумно интересный и многогранный мир театра кукол и преподав премудрости кукловождения.

Премьера первого спектакля “Снегуркина школа” по пьесе Григория Ландау состоялась 1 января 1965 года в фойе второго этажа Дома культуры им. Н. Островского. Затем последовали и другие постановки. Репертуар кукольной труппы состоял из самого любимого детворой жанра – волшебных сказок. “Кощей бессмертный”, “Город без любви”, “Цветок жизни” и многие другие. Режиссерами первых спектаклей были Потанин, Зиновьев, Шашков, декорации выполнял Владимир Радзевич, кукол делали Лидия Калинкина и Галина Синичкина. Музыку к спектаклям писал Геннадий Черненький – композитор и преподаватель детской музыкальной школы. Репетировали в лекционном зале Дома культуры, материальную часть спектакля создавали в мастерских, организованных в бывших солдатских казармах на улицах Лесной и Транспортной. В 1966 году вместе с труппой музыкально-драматического театра кукольники выехали на свои первые – и очень успешные – гастроли в Казахстан. Популярность талантливых постановок кукольников росла стремительно, маленькие горожане с нетерпением ждали все новых и новых премьер. Творческая группа, работавшая над спектаклями для детей, уже не вписывалась в “походную” жизнь. Нужны были постоянное место для репетиций и показа спектаклей, мастерские для созданий кукол и декораций. Руководство города решило вопрос кардинально: создать отдельное учреждение « Городской театр кукол». 1 февраля 1967 года завотделом культуры города Борис Чижов представил кукольникам их первого директора Александру Южакову. Под новый театр решили перестроить помещение на первом этаже жилого дома по улице Ленина, 22 – бывшая переплетная или пошивочная мастерская и примыкающие к ней две крупногабаритные квартиры. Оборудовали небольшой зрительный зал на 90 мест, служебные помещения. Осенью 1968 года Городской театр кукол впервые принял зрителей в своем собственном зале.

Даже, когда время спустя театр сменил статус, превратившись в Северский театр для детей и юношества, и в его афише появились драматические спектакли, кукольные постановки продолжали оставаться любимыми и востребованными у зрителей. У Тамары Степановны сохранилась старая, пожелтевшая от времени тетрадочка, которую ее муж, Николай Федорович, вел с 1956 года, записывая названия премьерных спектаклей сначала томского кукольного театра, а затем – северского. «Терем-теремок», «Чертова мельница», «Конек-горбунок», «Буратино», «Волшебная лампа Аладдина», «Птичье молоко», «Колобок», «Маленький парижанин», «Колокола-лебеди» , «Р,В,С,» , «Любовь к трем апельсинам», «Слоненок» и еще много-много названий!. И довольно большую часть спектаклей из этого списка поставил сам Николай Шашков.

Незаурядным постановщиком проявила себя и Тамара Степановна, окончившая режиссерское отделение Кемеровского государственного института культуры и искусств. Большим событием в жизни театрального Северска стали поставленные ей спектакли «Прыгающая принцесса» Л. Дворского, «Жеребенок» по мотивам ранних рассказов М. Шолохова (впоследствии был награжден на фестивале в Озерске). В них она продемонстрировала традиции открытой импровизации, сумев учесть психологию детской аудитории.

А сколько ярких, удивительных, запоминающихся образов героев кукольных спектаклей создала она за годы служения театру! Озорной поросенок Чок в одноименной сказке; добрая фея в «Маленькой Фее»; капризная царевна Несмеяна в «По щучьему велению»; колдунья в «Похищении принцессы Фефелы III»; Лиса-плутовка в «Как Лиса Медведя обманывала»… Эти и другие роли (а всего их более ста!) заставляли сильнее биться сердца маленьких зрителей и искренне верить тому, что происходит на сцене.

У нее дома стоит чемодан, наполненный грамотами за заслуги в творчестве от самых разных ведомств. По ним можно проследить, кто стоял у руля закрытого города в то или иное время, и даже как менялся статус самого города. Помимо актерского и постановочного, у Тамары Степановны очень большой педагогический опыт. Она преподавала в областном колледже культуры и искусств, в Северском колледже искусств, Томском областном музыкальном колледже. Сегодня ее многочисленные ученики работают в учреждениях культуры по всей России. Выйдя на пенсию, Тамара Степановна не живет воспоминаниями. Она по-прежнему активна и любит жизнь во всех ее проявлениях. Пишет сценарии, поет в хоре ветеранов “Любава”, принимает участие в творческих встречах. У нее замечательные и талантливые дети и внуки – ее гордость и опора. У нее множество друзей.

И огромная доброта к людям!

По конец нашей встречи она прочла мне вот эти строки, в которых – ее отношение к жизни и секрет ее человеческой и актерской красоты:

“Не бойтесь дарить согревающих слов
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы подбросите дров,
Тем больше вернется тепла”.

 

автор: Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ
Фото: Анфиса МАКАРОВА