Чайный дом

Преодолеть лавину страха

Поделиться

 

Здесь ничего нельзя – смеяться, кричать, шуметь, даже говорить в полный голос. Нельзя полноценно жить. Иначе звуковые волны могут спровоцировать лавину – маленькая деревушка окружена горами. Выражать эмоции, рожать детей, веселиться удается только несколько месяцев в году, когда бедствие людям не грозит. Притчевую историю «Лавина» поставили в Северском молодежном театре «Наш мир». Философская пьеса оказалась подозрительно похожей на нашу сегодняшнюю жизнь.

«Лавину» написал Тунджер Джюдженоглу, один из самых известных современных турецких драматургов, ушедший из жизни в прошлом году. Его пьесы ставят по всему миру.

В основе истории – реальный факт, в Турции действительно есть село, где из-за опасности схода лавины говорят только шепотом. Для автора такой сюжет стал поводом для метафоры. Место действия – указал он – любая страна.

Пьеса заинтересовала Наталью Корлякову, режиссера спектакля, заслуженного деятеля искусств РФ, еще несколько лет назад:

– Я редко нахожу современные пьесы не просто хорошие, а меня волнующие, – признается Наталья Григорьевна. – После того, как я поставила спектакль по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря», было очень сложно найти «вселенский» материал. «Лавина» – притчевая, небытовая, располагающая к разговорам и размышлениям пьеса. Сама лавина здесь, конечно, образ. Мы специально не хотели одевать героев в условные халаты и тюбетейки, намекая, что они горные жители. Художник спектакля Любовь Петрова придумала для них стильные костюмы. Пьеса остросоциальная, я не ставила политический памфлет, но тема наводит на мысль – если мы будем молчать, однажды нас всех будут закапывать…

Именно с кошмарного сна о ребенке, которого хоронят заживо, и начинается история. Такие ужасы снятся Молодой женщине (Анастасия Солдунова) – ей скоро рожать, а в горах еще длится период полной тишины. Все местные девушки знают историю о местной жительнице, закопанной заживо, чтобы ее роды и крик ребенка не вызвал схода лавины. Все боятся повторения ее судьбы. Тем более, что молодая женщина уже полна нежности к будущему малышу, живет его ожиданием. Ее муж, молодой мужчина (Кирилл Савочкин), в чьей семье она живет, выглядит счастливым и влюбленным. Он еще совсем юный, и о будущем говорит с надеждой, мечтательно. Он уже решил, что его семье надо уехать, как только позволит природа, и растить ребенка не на территории страха. Правда, придется навещать и поддерживать родных, категорически несогласных покинуть родную деревню.

В «снежном» пространстве сцены «Нашего мира» – словно два полюса, две локации. В одной обитает молодая пара, в другой – самое старшее поколение. Пожилая женщина (Елена Титова) с трагическим лицом кажется мудрой и немало знающей о жизни. Но тайны свои не раскрывает, а младших убеждает, что думать запрещено, надо просто тщательно соблюдать все традиции. Ее супруг (Андрей Гусев) на нее совсем не похож. Он не выдержал жизни в страхе и часто бредит, погружается в свой собственный мир, повторяя одни и те же истории. Родные смотрят на него как на сумасшедшего. Ему уже можно сказать, что страх унизителен, и лучше умереть, чем бояться всю жизнь. Когда-то это твердил его брат, который так устал бояться, что собрался закричать во весь голос. Но непокорного сдали Совету общины. Ради всеобщей безопасности сомневающемуся заткнули рот навсегда. Судьба брата сводит Пожилого мужчину с ума уже много лет, что выдает его полный боли взгляд. Этот герой явно видит что-то недоступное зрению остальных…

В спектакле «Нашего мира» погибший Брат присутствует не только в рассказах Пожилого мужчины, но и буквально появляется на сцене. Режиссер решила «материализовать» его, это одна из лучших находок спектакля. Безмолвный герой в плаще с закрытым капюшоном лицом (Александр Комлев), невидимым для других приходит к брату поддержать его в ключевые моменты. То ли призрак, то ли не оставляющая Деда совесть помогает ему принимать важные решения.

Среднее поколение со своей жизнью под страхом лавины смирилось. Женщина (Елена Стайпек) просто настолько устает от бесконечных хозяйственных дел и работы, что сил хватает только на слезы. Она говорит низким голосом, грубовата с виду, но это от усталости, к другим она относится с пониманием. Ее муж (Андрей Губин) нетерпим по отношению к другим, не склонен к сочувствию, агрессивен и от своей семьи ждет одного – соответствия заведенным в общине порядкам. Такая компания проводит время вместе, ожидая безопасного для деревни периода.

Но жизнь нельзя остановить и заставить замереть. У Молодой женщины начинаются преждевременные роды. Скрывать это от общины семья не собирается, закон важнее чувств и личной истории. Повитуха (Евгения Саламатова) – рассудительная женщина, она готова посочувствовать. Вот только обманывать Главу общины она не рискует.

Гарант местных традиций Глава общины (Максим Шмелев) напоминает, что важнее всего законы и кажется похожим на самых разных властителей, играя собирательный образ правителя. Его маска и перчатки невольно напоминают о нашем времени и его главном страхе – пандемии.

Страхов, и без того всегда наполнявших нашу жизнь, сегодня в мире становится все больше. И постоянно приходится решать, где им предел. На что можно пойти, чтобы избежать вируса и опасности кого-то заразить? Как много можно вытерпеть, не выходя с протестом на улицы? Сколько можно бояться рискнуть и попробовать изменить свою жизнь? В «Лавине» история со страхом доведена до предела, а давать спойлер, как она разрешится, не будем. Но скажем, что одна из ключевых сцен подается через хореографическую композицию. Режиссер по пластике – Надежда Бобрикова, с «Нашим миром» она сотрудничала впервые.

В порыве взаимной любви

«Лавина» – вторая работа Натальи Корляковой в «Нашем мире». В 2015 году она поставила здесь комедию «Балаган» по пьесе Чарльза Мори. Истории получились яркие и очень разные – и по жанру, и по атмосфере. «Лавина» – более камерный спектакль, каждая актерская работа значима.

– Труппа «Нашего мира» крепко «сбитая», – считает Наталья Корлякова. – Есть замечательные опытные артисты. Молодые ребята за ними тянутся – они пока набираются мастерства, зато настолько искренни, что этим и берут. Они не врут на сцене.

Для Кирилла Савочкина роль Молодого мужчины стала первой в жизни серьезной актерской работой. Он занимается в театральной студии «Наш Мир Junior».

– Прежде он играл только Гнома Пятницу в сказке «Белоснежка и семь Гномов», а также участвовал в пародийном проекте «Дублеры звезд», – рассказывает Виктор Шошин, художественный руководитель театра «Наш мир». – Кирилл – музыкант, барабанщик, выступает с многими группами. Он очень способный.

Спектакль, по ощущениям Виктора Шошина, сделали быстро и вдохновенно. Коронавирус пытался помешать работе, но, даже оставшись из-за него на две недели без встреч с режиссером в «оффлайне», актеры продолжали репетировать, и премьеру переносить не пришлось:

– Вопреки болезням и страхам выпустили спектакль за месяц, – подчеркивает Виктор Шошин. – Это ведь же тоже своего рода страх – не получится, не успеем! Мы с ним справились. Теперь важно, чтобы зрители не боялись ходить в театр.

Наталья Корлякова известна и как режиссер, и как педагог, и в «Нашем мире» творческому союзу с нею рады:

– Работа с Натальей Григорьевной нам полезна, – полагает Виктор Шошин. – Она не просто выпускает спектакль, в общении и работе с нею для актеров много познавательных моментов. Ребята очень довольны сотрудничеством, все у нас ее обожают и уважают. Ей наш театр тоже нравится. Я бы сказал, что мы работаем в порыве взаимной любви.

Взаимную историю рассчитывают продолжить – договорились, что в следующем году Наталья Корлякова поставит в «Нашем мире» комедию по пьесе Александра Островского, одного из главных российских драматургов-классиков.

Постановка пьесы Островского еще впереди. Пока зрители знакомятся с «Лавиной». Она привлекла внимание не только северской публики. Спектакль «Нашего мира» заинтересовал Гамзе Деврим, дочь драматурга Тунджера Джюдженоглу. Она прислала в театр теплое письмо и рассказала, что ей очень нравятся снимки «Лавины» и отзывы зрителей. Гамзе благодарна, что спектакль по пьесе Джюдженоглу сохраняет память о нем и этим продляет жизнь автора. Она собирается рассказать о постановке «Нашего мира» в инстаграме и аккаунте в фейсбуке, посвященных ее отцу.

 

автор Мария СИМОНОВА
фото предоставлены молодежным театром “Наш мир”