Серьезное отношение к «легким жанрам», или Заметки с театрального форума

Поделиться

Третья неделя мая в Западно-Сибирском федеральном округе была отмечена грандиозным театральным форумом «Российский театр XXI век. Новый взгляд». Организатор Форума – Союз театральных деятелей Российской федерации при поддержке Министерства культуры Российской федерации. Место проведения – город Новосибирск. Участники – делегации из театров Новосибирской, Омской, Томской, Кемеровской областей, Красноярского и Алтайского краев, Республики Бурятия.

Официальная часть Форума проходила 15 мая в Театре оперы и балета, она была общей для всех участников. Все последующие дни представители театральных цехов работали по своим направлениям. Обсуждались вопросы театрального образования и театральной цензуры, для сотрудников отделов маркетинга и отделов продаж проводились семинары-практикумы, режиссеры музыкальных театров, технические директора, художники по свету, завпосты и технологи занимались в профессиональных мастерских.  Мастер-классы для вокалистов проводил педагог кафедры режиссуры и мастерства актера музыкального театра С. А. Терехов (ГИТИС).

Многие критики и зрители отмечают синтетичность труппы Северского музыкального театра – солисты, артисты хора и балета пластичны, практически все владеют и вокалом, и хореографией, и актерским мастерством, и сценической речью. Особенно ярко это проявляется в мюзиклах и детских спектаклях – так называемых «легких» жанрах. В кажущейся легкости заключены многие знания, талант, нелегкий труд и самоотверженное служение искусству – назвать это работой язык не поворачивается.

В СМТ служением искусству заняты почти все сотрудники, будь то ассистент режиссера М. Филоненко, заведующая постановочной частью И. Леонова или художник по свету Н. Гара, замдиректора З. Коломиец или специалист по маркетингу Е. Позднякова, также присутствовавшие на Форуме. Речь шла о современных технических средствах и сценических эффектах, об интернет-маркетинге, особенностях зрительского восприятия  света и цвета, об оптических системах и особенностях диодных прожекторов…

Вы все еще думаете, будто профессиональный театр – это досугово-легкомысленное, малобюджетное приложение к объектам и заводам, коммерческим ресторанам и сетевым магазинам?.. Тогда предлагаю вашему вниманию интервью с артистами – участниками Форума.


Анастасия Любовская

“В мастерской, где мы занимались вокалом, всего было человек пятнадцать, при этом восемь – из СМТ. Что делали? Разучивали комплекс подготовительных упражнений – укрепление дыхательных мышц, артикуляционная гимнастика, дикция. Сергей Алексеевич Терехов – потрясающий педагог, он преподает в ГИТИСе и работает в Большом театре, три дня занятий у такого мастера – счастье для любого артиста. Он дал современные техники работы с вокальными текстами – ведь даже если мы поем, то зрителю должны быть понятны не только звуки, но и смысл, настроение, акценты, нюансы. По вокалу мы занимались и коллективно, и индивидуально – у маэстро абсолютный слух и он слышал каждого, все замечания и советы были точными, профессиональными и очень корректными. В один из дней возникла ситуация, когда нам показалось, что артисты из других театров не особо заинтересованы в индивидуальных занятиях с педагогом. Мы сориентировались и вознамерились пойти по второму кругу, но наши коллеги, почуяв конкуренцию, активизировались. Сергей Алексеевич улыбнулся нам отдельно и очень тепло. Он вообще заинтересовался нашим театром, его многое удивило и порадовало. И то, что команда СМТ оказалась самой дружной, активной и работоспособной, и очень нестандартный наш репертуар. Нам очень понравилась его манера обучения, мы пригласили его провести мастер-классы в нашем театре и он пообещал уточнить свой рабочий график”.


Алексей Поляков

“В первый день все участники присутствовали на торжественном открытии Форума с участием высоких гостей из Министерства культуры и руководства Новосибирской области. Мне, конечно, интереснее всего было заниматься в мастерской С.А. Терехова, который поразил меня как погруженностью в мир музыкального театра, так и своими педагогическими приемами – я как человек с педагогическим образованием просто не мог этого не заметить. Увлекательной стала работа на тренинге «Слово как действие, действенная интонация роли». Еще оказалось, что Сергей Алексеевич когда-то играл ту же роль, что готовлю сейчас я, и мы ее подробно разобрали. Но нельзя было не обратить внимания и на вопросы организации театрального дела и театрального образования, которые обсуждались на других площадках. Меня заинтересовала тема «Театр-Общество-Государство. Вчера. Сегодня. Завтра». Понятно, что от нас, артистов, здесь мало что зависит, но нам тоже интересно, что будет с театрами дальше. Были хорошо подготовленные выступления о месте театра в законодательстве, о проблемах оценки деятельности театра. Говорили даже о том, что театр – это не сфера услуг, но так и не определились: а что? Про наш театр я могу сказать одно – это наш дом, большая и дружная семья, где каждый честно относится к творчеству, друг к другу, к зрителю. И я не думаю, что нашу работу можно назвать услугой, театр – это нечто совсем другое…”


Алексей Куксёнок

“Для меня эти несколько дней были как путешествие в другую вселенную – столько открытий, новых впечатлений, профессиональных инструментов! Я очень люблю сцену, сколько себя помню – всегда играл какие-то роли, пел, двигался. Оказаться на мастер-классе у преподавателя ГИТИСа, режиссёра Молодежной оперной программы Большого театра – просто подарок судьбы. Аккомпанировал нам – не поверите! – легендарный концертмейстер, знаменитый пианист Михаил Юрьевич Мищенко!.. Участники занимались по своим направлениям, и общая атмосфера выглядела не столько праздничной, сколько деловой – во всех мастерских шла работа, для многих молодых артистов этот Форум стал первой возможностью получить уроки у реальных мастеров сцены. Всем участникам мастер-класса С.А. Терехов просто подарил новые инструменты для работы, а уж кто как ими воспользуется – зависит от степени обучаемости каждого. Ведь это только кажется, что артист – легкая профессия. Вечерами мы ходили в театры, посмотрели легендарные «Римские каникулы», мюзикл «Дуброffский». Мы же смотрим чужие спектакли совсем по-другому, чем обычные зрители, для нас это тоже школа, новые знания, очередные открытия. И чем больше смотрим, тем больше убеждаемся, что наши постановки уж точно не хуже, а некоторые гораздо лучше, чем у других, даже очень раскрученных театров”


Отношение к подобным форумам очень разное. Кто-то пессимистически заявляет, будто в современной России абсолютно все делается для «галочки» и никакой пользы в подобных «тусовках» нет. А кто-то по-детски радуется возможности узнать что-то новое, очутиться в другой атмосфере, пообщаться с коллегами и познакомиться с профессиональными техниками столичных театров. Лично мне гораздо симпатичнее вторые…

Лариса Красноперова,
редактор СМТ